Современные платформы для дистанционного обучения: широкий выбор, безграничные возможности

Появившись в конце XX в., дистанционное обучение к началу XXI в. стало одним из наиболее перспективных и эффективных систем подготовки специалистов в различных областях знаний. В последние годы в Европе, а затем в России распространился термин E-learning, который означает процесс дистанционного обучения в электронной форме, осуществляемый через сеть Интернет с использованием различных систем электронного обучения.

Критерии выбора программного обеспечения для дистанционного обучения

Программное обеспечение для дистанционного обучения представлено на рынке обучающего ПО как простыми HTML страницами, так и сложными платформами с широкими функциональными возможностями. В их числе – системы управления обучением (Learning management system , или LMS) и системы управления учебным контентом, используемым в корпоративных сетях (Learning Content Management System, или LCMS). Главное требование, предъявляемое к средству организации электронного обучения – возможность одновременно организовать управление учебным процессом и контроль уровня получаемых знаний.  Выбор ПО для дистанционного обучения осуществляется в соответствии с конкретными требованиями, целями и задачами, поставленными заказчиком (или покупателем) ПО.

Основными критериями выбора программных средств для E-learning являются:

  • Функциональность. Подразумевает наличие у платформы необходимых опций, в числе которых чаты, форумы, управление курсами, анализ активности обучаемых и т.п.
  • Стабильность, т.е. степень устойчивости работы при различных режимах работы и нагрузке в зависимости от степени активности пользователей.
  • Удобство использования. Один из важнейших параметров, влияющий на качество учебного процесса.
  • Удобство и простота администрирования и обновления контента.
  • Стоимость. Складывается из стоимости покупки платформы и дальнейшего сопровождения.
  • Модульность. Обучающий курс может состоять из нескольких микромодулей (блоков) учебного материала, которые при необходимости могут входить в состав иных курсов.
  • Масштабируемость. Система должна быть гибкой и способной расширяться как в связи с приростом количества обучаемых, так и путем добавления новых программ и курсов.
  • 100% мультимедийность. Технические возможности системы должны предоставлять возможность использования в качестве инструментов обучения не только текстовые и графические файлы, а также видео, аудио, flash-анимацию, 3D-графику и т.п.
  • Качество техподдержки.

Технические решения, предлагаемые ведущими и зарубежными разработчиками ПО для дистанционного обучения

Круг основный разработчиков платформ для E-learning достаточно невелик. Лидерами западного рынка традиционно являются компании IBM, Saba Software, Adobe Systems Incorporated, Docent, WBTSystems. Среди российских разработчиков выделяются компании WebSoft, «ГиперМетод», НИЦ АСКБ и др.

В зависимости от своего основного назначения, все платформы для организации дистанционного обучения можно условно разделить на:

  • коробочные сервисы (в которые есть как бесплатные готовые решения, так и платные);
  • SaaSсервисы с установленной арендной платой за их использование;
  • платформы для проведения различных вебинаров и конференций.

Приведем краткие характеристики платформ для дистанционного обучения, наиболее часто используемых для организации учебного процесса в русскоговорящем сегменте Интернета.

1. Moodle

Разработка австралийских программистов стала самой популярной и массово используемой в мире, в т.ч. России, готовой платформой для LMS. Пользователями системы являются более 18 млн.человек, а количество созданных с ее помощью курсов приближается к 2 млн. Представляет собой готовое коробочное решение, является полностью бесплатной и ее можно свободно скачать в сети Интернет.

Возможности платформы:

  • учет учащихся, возможности их персонализации и разграничения прав доступа к учебным материалам;
  • создание и проведение онлайн-курсов;
  • ведение отчетности и статистики по обучению;
  • контроль и оценка уровня знаний;
  •  анкетирование и создание опросов;
  • возможность интеграции с другими информационными системами.   

Основные преимущества платформы Moodle:

  • Доступность
  • Простота использования
  • Высокая производительность
  • Поскольку платформа распространяется в открытом исходном коде, имеется возможность ее адаптации под конкретные нужды
  • Простота инсталляции и обновления

Некоторые недостатки:

  • отсутствие понятия семестра в базовой версии системы и как следствие – невозможность составить итоговую ведомость по всем дисциплинам семестра;
  • невозможность создания учебных групп по уровням, создание групп обучаемых возможно только внутри курса.

Вместе с тем, среди бесплатных платформ для дистанционного обучения Moodle является наиболее удачным ПО, не уступающим по своим возможностям платным программам.

2. WebTutor

Одна из наиболее популярных платформ дистанционного обучения российского разработчика – компании WebSoft. Состоит из нескольких модулей:

  • модуля управления дистанционным обучением (с встроенным редактором учебных курсов, интерактивных упражнений и тестов/контрольных вопросов);
  • модуля управления учебным порталом (имеет редактор информационных материалов, хранилище организационной структуры, управляет и модерирует форумы);
  • шлюза для обмена с информацией с другими системами (возможность загрузки данных из систем учета персонала, интеграция с другими платформами, экспорт данных в хранилище и пр.) 

Преимуществами платформы WebTutor является наличие готовых курсов, масштабируемость, поддержка формата SCORM, позволяющая обеспечить совместимость компонентов и их многократное использование в различных учебных курсах.

К недостаткам пользователи относят: не очень удобный интерфейс, слабая кастомизация сервиса, необходимость докупать дополнительные модули (например, базовая версия не содержит модуль для проведения онлайн-конференций, а является отдельной услугой).

3. IBM Lotus Workplace Collaborative Learning (LWCL)

Разработка компании IBM. Представляет собой универсальную, надежную, гибкую и легко масштабируемую платформу для организации традиционного дистанционного электронного обучения, управления учебными ресурсами и материалами. Может использоваться как для профессионального обучения и повышения квалификации в крупных компаниях и холдингах, так и в учебных заведениях.

Ее функциональные возможности:

  • широкие возможности для управления учебным процессом (причем как традиционным, так и дистанционным и смешанным);
  • создание календарей и составление расписаний учебных занятий;
  • возможность создания и импорта учебных  материалов,  управление каталогом курсов;
  • возможность составления и отслеживания программ обучения;
  • отслеживание результатов обучения и тестирования;
  • возможность ведения  дискуссий и обмена сообщениями.

К недостаткам системы можно отнести привязку к решениям IBM и ограниченную русскоязычную локализацию.

 4. Прометей

Еще одна разработка российских специалистов. Представляет собой готовый (коробочный) продукт или (по желанию заказчика) разработку системы обучения под нужды конкретного заказчика, реализуемую по системе Saas.  

Система имеет модульную архитектуру, поэтому предоставляет хорошие возможности для расширения и модернизации продукта.

Количество базовых модулей достаточно велико. Основными из них являются:

  • типовой Web-узел, представляющий собой набор HTML страниц с информацией об учебном центре, списке курсов, дисциплин и тьюторов;
  • АРМ «Администратор». С этого модуля администратор выполняет управление системой, предоставляет права доступа, регистрирует новых тьюторов и т.д.;
  • АРМ «Организатор». Формирует группы обучающихся, регистрирует слушателей, контролирует оплату обучения, осуществляет рассылку учебных материалов;
  • АРМ «Тьютор». Обеспечивает консультирование обучающихся, контролирует успеваемость, осуществляет проведение тестирований, проставление оценок и направление отчета об успеваемости слушателя его непосредственному руководителю;
  • АРМ «Слушатель». Обеспечивает обучающегося всеми учебными материалами, организует процесс выполнения лабораторных работ, сдачи тестов, работы над ошибками.

Существуют также модули «Трекинг» (для контроля и создания отчета о тех, кто читал или просматривал курсы), «Курс» (обеспечивает доступ слушателей к курсам), «Регистрация», «Тест», «Дизайнер тестов», «Учет», «Отчеты», «Дизайнер курсов».

Платформа успешна внедрена в крупнейших ВУЗаз России (в т.ч. в МЭСИ, МАИ, МГТУ им.Баумана и пр.)

К недостаткам платформы можно отнести привязку к продуктам Microsoft и недостаточную масштабируемость.

5. Shareknowledge

Разработка компании Competentum. Представляет собой бесплатное коробочное решения. Основное преимущество – возможность самостоятельной организации всего цикла дистанционного обучения, от разработки курсов, и подготовки и проведения до управления занятиями и контроля уровня знаний слушателей. В качестве учебных материалов могут использоваться любые текстовые и мульмедийные файлы, а также электронные курсы, отвечающие требованиям SCORM. Инструкторы имеют возможность выдавать обучающимся задания с фиксацией времени выдачи, начала и окончании выполнения задания и пр. Оценка знаний учащихся осуществляется при помощи электронных тестов.

Платформы для проведения online-конференций, вебинаров и тренингов

Отдельно хочется отметить системы, предназначенные для краткосрочного дистанционного обучения в виде конференций, вебинаров и тренингов.  Лучшими, по мнению большинства пользователей, платформами в данном сегменте являются:

  • платформы Webinar и Comdi от компании «Вебинар-Комди», позволяющие организовывать онлайн-конференции с числом участников до 500 человек;
  • платформа iMind, разработка компании Mind Labs. Предназначена для проведения вебинаров и видеосовещаний;
  • «Виртуальный класс» от компании WebSoft  (может использоваться в качестве дополнительного платного модуля для платформы WebTutor);
  • Acrobat Connect Pro, разработка компании Adobe Systems Incorporated. Предоставляет широкие возможности для проведения онлайн-конференций. Доступен в версиях Premium Basic (рассчитана на число участников до 5 человек и сохранение 10 документов в формате PDF) и Premium Plus (до 21 участника и без ограничений по загружаемым документам). 

В заключении следует отметить, что любая выбранная для организации дистанционного обучения платформа будет иметь свои достоинства и недостатки. Удобство использования платформы зависит от степени ее адаптации к вашим потребностям и умения использовать все существующие возможности и функции системы. 

Обзор для hrdocs.ru подготовила Ирен Сергеева.