Социальные сети на службе соискателя

Социальные сети давно перестали быть только лишь площадкой для общения и самовыражения. Теперь здесь находят как друзей, так и работу. Каким же образом социальные сети помогают трудоустроиться?

Кадры в фокусе

Если раньше за поиском хорошего специалиста обращались в основном в кадровые агентства или на специализированные сайты, то сегодня работников активно ищут также и в социальных сетях. Значит, рекрутинг в социальных медиа дает результаты.

Впрочем, изначально российские рекрутеры не слишком доверяли такому способу. Но осознав, что многие интересные кандидаты находятся как раз в зоне Social Media Market (SMM), российские рекрутеры все же «сдались».

HR-специалисты понимают, что иногда только социальные сети дают возможность выйти на нужного кандидата, так как квалифицированные специалисты не ищут работу, но присутствуют в профессиональных сообществах. Впрочем, в социальных медиа ищут не только узкопрофильных специалистов, которые всегда в цене. Когда необходим менеджер среднего звена, хэдхантеры также прибегают к соцсетям.

Компания может разместить на своей странице или в профессиональном сообществе сведения о вакансии или же использовать соцсети для сбора дополнительной информации о потенциальном работнике – его круге общения, интересах, друзьях. Это помогает дополнить картину о претенденте и сделать более верный выбор в пользу того или иного человека.

При этом в конечном отборе кандидатов играет роль каждая мелочь – «невинный» комментарий, отзыв, фотография с бурной вечеринки. Вот почему так важно знать тонкости присутствия в той или иной социальной сети, если вы хотите использовать ее для поиска работы.

Итак, что нужно, а что нельзя делать в социальной сети, чтобы не испортить профессиональную репутацию?

Чистое «досье»

Ключевая цель присутствия в социальной сети – установление полезных связей. Чем их больше, тем выше вероятность найти работу по интересующей вас вакансии. Вы можете спросить совета, задать вопрос или даже сообщить о своем намерении найти работу. Однако чтобы установить хорошие связи, важно знать некоторые тонкости.

1. Зарегистрируйтесь там, где вас ищут.

Если вы зарегистрированы в Одноклассниках, это хорошо. Но эту площадку рекрутеры редко рассматривают в качестве профессионального инструмента для поиска кандидатов. А вот на LinkedIn, Facebook, ВКонтакте, Twitter обязательно стоит завести аккаунты, а если они уже есть, то пересмотреть содержание своего профайла.

Аккаунты в этих социальных медиа «охотники за головами» частенько оценивают  в качестве профессионального резюме. Поэтому проследите за тем, какая информация содержится на вашей странице.

2. Презентабельный профайл. 

Возможно, стоит отказаться от размещения на странице слишком компрометирующих фото, пересмотреть содержание постов, комментариев, перечень групп и интересов. Убедитесь, что в каждой социальной сети, где вы присутствуете, указаны непротиворечивые данные (пол, возраст, интересы, опыт работы).

Обратите внимание, насколько содержательно вы сообщаете о себе потенциальному работодателю. В LinkedIn и Мой Круг страницы не должны быть слишком краткими. Укажите специализацию, опишите этапы карьеры, опыт и приобретенные навыки. Во всех профайлах установите фотографию хорошего качества, где видно ваше лицо.

Стоит подумать также над тем, чтобы разделить для себя социальные сети на «деловые» и «личные». Откажитесь от размещения персональных сведений – фотографий с отдыха, модельных снимков на тех ресурсах, которые вы используете исключительно для поиска работы и налаживания профессиональных связей.

3. Сообщите о своих намерениях.

Установите статус «ищу работу». Мгновенное распространение информации по социальной сети хорошо поработает на вас – возможно, вам предложат работу или сообщат о наличии интересующей вакансии. В то же время не забывайте регулярно просматривать новости сообществ, где часто публикуются интересные предложения работодателей. Так вы узнаете о наличии заманчивой должности в числе первых.

4. Будьте на виду.

Вступите в профессиональные группы, станьте активным участником, заведите новые полезные знакомства. И главное – общайтесь. Покажите свои способности и навыки. Это поможет вам сформировать о себе имидж профессионала.

Хорошо, если в вашем профиле будут размещены положительные рекомендации (от партнеров или коллег) – рекрутеры часто обращают на них внимание. Если отзывов нет, менеджер по найму может попросить ваших коллег представить эту информацию о вас.

Не забывайте ежедневно обновлять вашу страничку – делитесь интересными статьями, которые касаются вашей профессиональной деятельности, обсуждайте актуальные новости в блогах, сообществах, группах. Не стоит стесняться сообщать людям о своих личных достижениях – наградах, премиях.

5. Контактные данные и профайл – скрывать или нет?

Скрывая контакты от всеобщих взоров, вы сокращаете свои шансы на трудоустройство. При наличии на вашей странице телефона, электронной почты рекрутер свяжется с вами быстрее – ему не нужно будет ждать, пока вы добавите его в «друзья».

То же самое касается профайла – закрытая для просмотра страница не дает рекрутеру быстро оценить вас, как подходящего кандидата, и на основе полученной информации оперативно вступить с вами в контакт.  

Каждая сеть для своей «рыбы»

Какие интернет-каналы наилучшим образом подходят для поиска работы? Как считает большинство экспертов по найму, не стоит ограничиваться одной, двумя социальными сетями. Если вы заинтересованы в замещении интересной вакантной должности, нужно приложить максимум усилий. Итак, в вашей личной «копилке» обязательно должны присутствовать некоторые профессиональные сети.

v  Самая известная из них LinkedIn.

Это сеть с 10-летним стажем – она насчитывает более чем 80 млн. пользователей со всего мира. Будучи одним из крупных специализированных ресурсов, LinkedIn позволяет налаживать профессиональные связи, обмениваться опытом, искать работу.

Однако если вы не берете в расчет другие, не менее эффективные в плане поиска работы сети, ваши шансы трудоустроиться существенно снижаются.

v  Зарегистрируйтесь в Facebook – это самая большая сеть в мире.

Найдите страницы компаний, работа в которых была бы вам интересна. Не забудьте указать, что вам «нравится» страница бренда и периодически отслеживать вакансии, которые здесь публикуются. Именно так вы узнаете об интересных предложениях в числе первых.

Как мы уже говорили, не пренебрегайте содержанием своего профайла в Фейсбуке. Добавьте в свое «резюме» ключевые слова – бухгалтер, юриспруденция, налоговое право, специалист по найму, инженерия. Чем подробнее вы опишете свое образование, опыт, квалификацию, интересы, тем больше шансов на успех.

v  Используйте Twitter не только для общения.

Рекрутеры уверены, этот интернет-канал может послужить вам не только для общения «по душам» и интересам. Компании часто размещают хэштеги о новых вакансиях в Twitter. И найти их несложно. Можно начать поиск со слов «работа», «поиск работы» и хэштегов, которые относятся к вашей отрасли.

Еще один плюс социальной сети Twitter – здесь публикуются самые свежие вакансии. К тому же, вы можете быстро связаться с человеком, который твитнул эту информацию.

v  Google+ вам в помощь.

Преимущество этой сети в отличном поисковом механизме. Поскольку система Google+ выводит страницы с профайлами в топ поиска, важно своевременно наполнять и оптимизировать информацию о себе, если вы ищете работу.

v  ВКонтакте предлагает не только общение по интересам, но и возможности для трудоустройства.

Несмотря на то, что для рекрутеров это не самая эффективная в плане поиска кадров сеть (из-за присутствия здесь в основном молодой аудитории), шансы найти работу здесь также не исключены.

v  «Мой круг» - создавайте профессиональные круги.

На этом ресурсе вы можете разместить максимум сведений о своей профессиональной деятельности и использовать удобный сервис по поиску вакансий.

Есть и другие, менее раскрученные социальные сети. Некоторые из них ориентированы исключительно на узкую аудиторию.

Например, Timesnet – это социальная сеть и интернет-журнал в одном флаконе, нацеленный не только на состоявшихся, но и начинающих бизнесменов. Здесь можно найти полезные рекомендации, бизнес-планы, получить советы от опытных предпринимателей.

Cbonds-Contact – сеть для специалистов, работающих в сфере финансов. Позволяет установить знакомства с людьми, которые занимаются аналитикой, трейдингом, а может быть, и подыскать вакансию в банке.

Webby – социальная сеть, рассчитанная в основном на фрилансеров. Здесь можно предложить свои услуги или поискать работу в разделе «Заказы».

Личный брэндинг в социальных сетях

Для тех, кто хочет утвердить себя как эксперта в своей области и тем самым привлечь к себе внимание партнеров, клиентов, работодателей, социальные сети также в помощь.

1. Создайте личный бренд.

Заложите в основу своего бренда то, в чем вы хотите быть экспертом. И стройте на этом свой личный бренд. Не торопитесь появиться в социальной сети – определите, кем вы хотите стать в глазах людей и что вы готовы им предложить (полезный контент). Иначе вам нелегко будет выделиться среди аналогичных «игроков».

2. Маркетинговая стратегия.

Проанализируйте деятельность конкурентов и партнеров, узнайте, что говорят о вас люди, оцените тенденции отрасли. И не менее важно – кто ваша целевая аудитория? Партнеры, клиенты, потенциальные работодатели? Выстраивайте на этой основе свою коммуникативную стратегию в социальных сетях – отвечайте на комментарии, обсуждайте события, расскажите об успешной инициативе, где вы участвовали.

3. Одобрение.

Одобрение или положительная рекомендация может исходить от эксперта в своей области, партнера или клиента. И это повышает ваш статус в глазах людей. Не стесняйтесь просить рекомендации, в том числе от ваших читателей.

4. Активность.

Мало просто создать аккаунты в социальных сетях – важно активно участвовать в их жизни. Вступайте в группы, размещайте полезные материалы, участвуйте в обсуждениях. Вас должны не просто заметить, но и начать испытывать уважение, как к эксперту в своей сфере. Создайте собственную группу и наполняйте ее интересными материалами.

5. Отличайтесь.

Чтобы вас заметили, вы должны быть особенным. Предлагайте свежие идеи, новые концепции, которые отстраивают вас от конкурентов. А иначе кто захочет подписываться в группу, которая похожа на другие сообщества как две капли воды?

6. Полезное партнерство.

Даже если вы почти Юлий Цезарь, вы не сможете совмещать работу по развитию бизнеса, размещению контента и взаимодействию с клиентами. Ищите людей в соцсети, которые помогут вам в достижении вашей цели.

7. Не нужно быть вездесущим.

Ограничьте свою сферу присутствия в социальной сети. Пусть это будет, например, только Facebook, ВКонтакте и LinkedIn, но ваши страницы будут наполнены жизнью - контентом, комментариями, интересными ссылками и статьями.

8. Ведите блог.

Ваш личный блог – собственность, которую у вас никто не отнимет. В отличие от социальных сетей, которые сегодня есть, завтра нет. Чтобы не потерять своих читателей и друзей, заведите блог и публикуйте там полезные материалы, вынося ссылки на страницы блога в социальные сети.

Чтобы привлечь внимание к собственному блогу, вступайте в обсуждения людей, где заходит речь о построении «личного бренда». Ваши комментарии привлекут внимание тех, кому интересна эта тема. Тем самым вы притянете трафик на свой блог.

--

Социальные медиа – мощный инструмент как для самопродвижения, так и для поиска работы. Поэтому если вы преследуете эти цели, обязательно используйте социальные сети. Однако осторожность здесь не помешает. Скорость, с которой распространяется информация в соцсетях, может послужить вам на пользу или во вред. Смотря, какой путь коммуникации вы изберете.

Статья подготовлена Ириной Кассиа.