Разработка стратегии компании как основа бизнес-планирования

Разработка стратегии компании является важнейшим условием ее эффективной деятельности на рынке. Стратегическое планирование создает комплексный подход к управлению бизнесом. Основная, или как ее еще называют, корпоративная стратегия, формулируется на высшем уровне и описывает организационную структуру компании и взаимодействие между ее элементами как единого целого.

Она обязательна для исполнения всеми структурными подразделениями, входящими в состав организационной структуры компании. Помимо определения основных направлений развития, главная стратегия должна обеспечивать эффект синергии, т.е. не просто суммировать стратегии по направлениям деятельности, а обеспечить такой уровень их взаимодействия, при котором общий результат превысит сумму простых эффектов от деятельности отдельных бизнес-единиц организационной структуры компании. 

При разработке стратегии компании учитываются основные цели бизнеса, маркетинговые, инвестиционные, финансовые планы и пр.

Для лучшего понимания принципов разработки стратегии компании в литературе выработана классификация стратегий по различным признакам:

  • в зависимости от типа развития организации выделяют стратегии роста, стабилизации, защиты, ликвидации;
  • в зависимости от темпов развития бизнеса (темпов продаж, роста прибыли, стоимости активов и т.п.) – стратегии гиперроста, динамичного роста, скачкообразного, умеренного, медленного, замедленного роста, стратегии стабилизации (защиты или выживания) и сокращения;
  • в зависимости от функциональных видов деятельности компании – продуктовая (производственная), ресурсная, технологическая, логистическая, маркетинговая, финансовая, инвестиционная, инновационная, PR-стратегия и пр.

Организационная структура компании со всеми элементами формируется на основе стратегии компании. Роль выбора и разработки стратегии компании в сегодняшнем быстро меняющемся мире сложно переоценить. С одной стороны, она должна отвечать классическим требованиям стратегического менеджмента, с другой - его невозможно втиснуть в какие –то шаблонные рамки и наборы рекомендаций. Различные внешние факторы, внутренние и организационные задачи создают множество возможных вариантов построения стратегии бизнеса.

Более подробные рекомендации, инструкции и шаблоны для разработки стратегии и формирования организационной структуры компании можно найти в комплекте методических материалов «Саквояж HR-директора».