Приносите свое обучение с собой

Люди прекрасно справляются с задачей обучения в момент, когда им это нужно. Почему же тогда мы так часто сталкиваемся с проблемой мотивации к обучению на рабочем месте? Стандартные ответы: сотрудникам все равно, мало тех, кто хочет профессионально развиваться. Пожалуй, я не буду тут сильно отрицать – все это имеет место. Но что если мы посмотрим на вопрос под другим углом?

e_tihomirova.

Об авторе: Елена Тихомирова, Генеральный директор «eLearning center», основатель сообщества eLearning PRO. Эксперт в области электронного обучения, внедрения СДО и современных технологий в обучающий процесс.

Вы не обращали внимания, что обучение стало давно вашей привычкой? Недавно кто-то даже написал, что это не самая хорошая привычка и что мы так много и усердно учимся, что это даже можно назвать формой прокрастинации. С вредностью обучения я не согласна, но точно знаю, что если у вас есть смартфон, то у вас точно есть привычка учиться. Видео-рецепт, инструкция или слово, которого вы раньше не знали. А изучение города перед поездкой – разве это не обучение? Вот тут мы действительно погружаемся в весьма глубокое интегрированное пространство рекомендательных сервисов, онлайн гидов и региональных сайтов. Для того, чтобы получить максимальную пользу от поездки. И все сходится: мы взрослые люди, которые учатся для того, чтобы закрыть свою потребность, и полученные знания мы можем получить немедленно, как только пересечем границу города, в который собрались. Польза здесь – те эмоции и впечатления, которые нам нужны.

Обучение такое идет строго по личному плану, потому что каждый путешественник ищет что-то свое. Кто-то гуляет, кому-то нужны святые места, а кто-то ищет правильную тусовку. Получается, что мы прекрасно справляемся с задачей обучения в момент, когда нам это нужно. Тут мы и план себе сами строим, и результат оцениваем уже в реальной деятельности. Почему тогда мы так часто сталкиваемся с проблемой мотивации к обучению на рабочем месте? Разве те, кто так отлично могут себя научить в быту, не могут это сделать на рабочем месте? Нет желания? Неинтересно?

Стандартные ответы: низкая мотивация, сотрудникам все равно, мало тех, кто хочет профессионально развиваться. Пожалуй, я не буду тут сильно отрицать – все это имеет место. Но что если мы посмотрим на вопрос под другим углом?

За последние годы все больше компаний стали принимать стратегию «Принеси свое устройство» (от англ Bring Your Own Device - BYOD). Каждый сотрудник может использовать тот ноутбук и тот смартфон, который ему удобен. Это мотивирует и делает работу приятнее (может быть у меня креативность выше, если у меня ноут цвета молодой канарейки, почему нет?). Почему бы нам не попросить сотрудников приносить с собой и свое обучение?

Давний разговор специалистов по обучению: стили обучения у всех разные, а мы не можем себе позволить делать одну тему в разных форматах. Получается, что большинство сотрудников получают курс или вебинар с интересным содержанием, но вот формат может им совсем не подходить. Может быть, кому-то нужно много небольших статей, чтобы картинка сложилась. Кому-то нужно видео, а кому-то книга. Но мы не можем обеспечить каждого. Тогда пусть они принесут свое обучение с собой.

По общим темам и по тем, которые есть в сети, сотрудники могут выбрать те ресурсы, которые им интересны. Можно устроить перекрестную оценку ресурсов, можно даже сделать формальное тестирование после, но само обучение сотрудники могут организовать себе сами. Кто-то может взять курс на Coursera, а кто-то прочитает книгу. Может быть, кто-то пойдет на очную лекцию, а кто-то пересмотрит ted.com. Здесь будет другая мотивация и полное ощущение контроля, потому что именно я, слушатель, буду сам себе выбирать источник, смогу его бросить и закрыть, смогу найти новый.

Я бы точно пришла со своим обучением.

Елена Тихомирова, CEO eLearning center