Ответственный бизнес и «архитектура этики»

Создание корпоративной культуры, способствующей формированию этичного поведения, остается трудной задачей для многих организаций

Внутренняя культура организации охватывает ценности и принципы всех членов организации и всех ее партнеров. В качестве первого шага любой ответственный бизнес обязан обеспечить наличие у себя так называемой «архитектуры этики» — системы стандартов и процессов, обеспечивающих соблюдение культуры этики и определяющих «то, как ведутся дела». Согласно исследованию «Managing Responsible Business» CIMA, посвященного проблемам этики и социальной ответственности в бизнесе, разнообразие внутренних сводов правил и принципов, регулирующих эти процессы, растет с каждым годом. 82% всех организаций имеют свой код этики, а среди организаций, насчитывающих более 5000 сотрудников, этот показатель достигает 93%.

Число организаций, побуждающих своих сотрудников соблюдать внутренние этические стандарты, за последние три года возросло с 25% до 46%. Частота проведения в компаниях тренингов на тему проблем этики также возросла с 57% до 62%. И хотя в целом  – это положительная динамика, остается еще больше трети организаций, которые таких тренингов среди своих сотрудников не проводят. Это препятствует формированию осведомленности и понимания этических задач предприятия.

Создание корпоративной культуры, способствующей формированию этичного и ответственного поведения, остается трудной задачей для многих организаций. Причем чем крупнее и сложнее по своей структуре организация, тем труднее может оказаться эта работа. При том, что большинство компаний заявляют о своей этичности, продолжая внедрять у себя различные стандарты и правила этичного ведения, давление, которое испытывают сотрудники во многих организациях, никуда не делось. Даже при условии сильного руководства и высочайших стандартов ведения бизнеса нельзя забывать о постоянно присутствующих рисках: более трети респондентов указывают, что испытывают со стороны коллег давление, побуждающее их поступиться своими этическими принципами.

За последний год четверть респондентов по всему миру становилась свидетелями бизнес-практики, которая противоречила либо закону либо правилам или этическим стандартам их организации. Чаще такие случаи отмечали представители стран с развивающейся экономикой. При этом разброс частоты случаев давления или нарушения стандартов этики по странам оказался большим. Такая картина идет вразрез с тем фактом, что около 80% организаций на мировом рынке имеют корпоративный код этики.

Говоря о своей повседневной работе, 69% опрошенных отметили, что их прямой руководитель проявляет в своей работе честность и этичное поведение; это говорит о том, какое большое значение при работе в команде имеет личный пример. Что касается личных взглядов участников опроса, 78% респондентов считают, что у бизнеса есть моральный долг перед обществом и что он обязан принимать участие в решении таких глобальных проблем, как изменения климата и бедность. Сегодня предприятия не могут позволить себе не учитывать проблемы, связанные с управлением, окружающей средой и обществом в целом. Есть очевидные признаки того, что те «передовые» организации, которые это делают, понимают долгосрочную ценность и отдачу от таких мер. Такие ключевые участники, как инвесторы, регуляторы, правоохранительные органы, правительства и неправительственные организации, а также в большой степени общество в целом, ждут от компаний ответственного поведения. Однако давление остается. И задача работодателей ― создавать организационную культуру, а задача правительства — влиять на бизнес-среду,  побуждая бизнес повышать уровень своей ответственности.

По материалам CIMA в России.