Корпоративное обучение английскому — пир во время чумы?

Корпоративное обучение английскому — удовольствие не из дешевых. Особенно, если компания международная и коммуникации на иностранном языке ведутся двадцать четыре часа в сутки. Правда, если общение на английском и так само собой разумеющееся, то зачем вообще нужно обучение? Во-первых, далеко не всегда у hr-менеджера есть возможность нанять сотрудника с продвинутым Upper-Intermediate. А во-вторых, любой лингвист вам ответит, что постоянная практика языка еще не означает его грамотное использование. Получается, что регулярное обучение необходимо как минимум каждому второму сотруднику, но как выбрать обучающего провайдера, чтобы расходование бюджета было максимально целевым и не оказалось «пиром во время чумы»?

Представьте, что решение о корпоративном обучение уже принято и теперь стоит задача выбрать обучающую компанию. Однако не стоит торопиться подписывать годовой контракт с «первым встречным» провайдером, сайт которой оказался в ТОП-10 поисковых систем. В настоящее время в Москве насчитывается более двухсот школ иностранных языков, и это не предел, и практически каждая из них декламирует об уникальности методики преподавания и запредельных результатах в обучении. Но так ли это на самом деле? Нет. Когда на кону средства компании, выделенные на корпоративное обучение, выбирать провайдера нужно по максимально жестким критериям.

Результат

По статистике при корпоративном обучении сотрудников высоких результатов добиваются только 20-30% обучающихся. Однако в условиях «затягивания поясов» и острой необходимости расходовать средства компании максимально эффективно такая статистика вряд ли устроит. Но как понять, от чего зависит результат? Казалось бы, правильно мотивировать сотрудника к обучению (продвижение по служебной лестнице или повышение уровня зарплаты) - и «дело в шляпе».

Действительно, очень многое зависит от самого человека. От мотивации, ответственности и вообще индивидуальных качеств и способностей. Однако, в случае обучения львиная доля результативности зависит от того, кто обучает и как обучает. Одинаково важны как суперпрограмма, так и целеполагание с грамотно выстроенной мотивацией во время занятий (желательно, неволевой).

Поэтому выбирая провайдера по английскому языку, непременно узнавайте о гарантии результата. То есть, вот у вас несколько десятков сотрудников, которым по окончании обучения нужен как минимум Intermediate. Каждая ли школа иностранных языков сможет дать вам гарантию результата, подкрепленную финансовой ответственностью? Именно гарантию, а не обещание вернуть деньги в случае «неудачи». Если же ответ на данный вопрос отрицательный, то компания не несет ответственности за свою обучающую программу.

Продолжительность обучения

Представьте, что организовали тендер среди обучающих компаний с неплохой репутацией. И перед вами стоит выбор – школа, которая обучает по классической системе, или школа, которая готовит «англичан» в интенсивном формате. Так что в данном случае будет эффективнее и целесообразнее из экономических соображений?

Есть у вас сотрудник А., которого вы собираетесь отправить на обучение, чтобы английский подтянул и смог качественно проводить совещания с иностранными партнерами самостоятельно, без помощи переводчика. Потому что, во-первых, переводчик обходится компании достаточно дорого, во-вторых, не разговаривать на английском языке в крупной международной компании — моветон по умолчанию. С его «исходными данными» в виде Confident Elementary до устойчивого Intermediate по классической схеме учиться года три. По программе интенсивного обучения 3-4 коротких недельных курса в течение полугода. Очевидно, что здесь hr-менеджер «убивает сразу двух зайцев» — оптимизирует расходы компании на обучение и готовит отличного специалиста в кратчайшие сроки, которому можно доверять более серьезные проекты.

Кроме этого, другим положительным аспектом интенсивного обучения, безусловно, является мотивация и интерес к учебе. Кто в сознательном возрасте хочет учиться несколько лет? Стоит признаться, что учеба и в несознательном возрасте мало кому приносила массу радости. За короткий курс обучения студент не успевает потерять интерес или просто устать от огромного потока информации, а потому сохраняется мотивация, которая является важнейшим пунктом для достижения высоких результатов.

Безусловно, стоит принять во внимание и тот факт, что интенсив интенсиву рознь. Поэтому если ваш выбор остановился на интенсивных курсах-тренингах, то следует внимательно ознакомиться с методикой обучения и программой курса.

Стоимость обучения

Когда стоит задача обучить несколько десятков ключевых сотрудников компании английскому языку, то вопрос о стоимости является одним из самых существенных при выборе провайдера. Однако как определить адекватность соответствия цены качеству? Ведь далеко не всегда привлекательная стоимость обучения означает экономию бюджета, а наоборот — потратив существенную часть бюджета (хоть и с наличием скидки и дополнительных бонусов) на обучение, которое окажется неэффективным, выделить средства на действительно качественную программу окажется непростой задачей. В настоящее время в Москве среднестатистическая стоимость академического часа в формате группового корпоративного обучения – 500 рублей. А стоимость академического часа, как известно, зависит не только от уровня профессионализма преподавателя и качества обучения, но и от степени «раскрученности» языковой школы. Потому что цены формируются как из оплаты труда преподавателя, так и расходов на рекламу, а заодно и аренду офиса на 23 этаже респектабельного бизнес-центра. Поэтому если стоимость часа обучения, которую предлагает подрядчик, значительно отличается от выше обозначенной суммы, то тогда решите для себя и своих сотрудников, насколько вам важны люкс-условия в процессе обучения. 

Другим ключевым фактором формирования цены является объем продаж компании и количество существующих корпоративных клиентов. Многие компании ведут свою деятельность по стратегии «зарабатывать на объемах», поэтому если стоимость корпоративного академическая часа существенно отличается от среднерыночной в сторону понижения, то это говорит либо о условиях обучения и преподавательском составе, либо о том, что провайдер проводит обучение в таких объемах, которые почти всегда приводят к ухудшению качества.

Кастомизация обучения

Если большинство ваших сотрудников начинают свое обучение с «нулевого» уровня, то основной целью будет «начать говорить на английском». Однако если практика английского на работе осуществляется практически ежедневно, то здесь есть два пути: усовершенствование грамматики, если часто приходится вести переговоры в письменном виде, и закрытый кастомизированный курс, если специфика работы предполагает знание определенной терминологии. Что это значит?

Например, вы работаете в крупной нефтедобывающей компании. Переговоры, встречи, совещания, поездки за границу на ключевые проекты — уже часть вашей жизни, но «чего-то» не хватает. Кастомизированный, полностью «укомплектованный» курс предполагает как общее повышение уровня языка, так и освоение профессиональной терминологии на английском языке, а также проработку тех рабочих ситуаций, с которыми придется часто сталкиваться. Например, вы точно знаете, что ваши сотрудники нередко бывают на конкурентных переговорах с иностранными заказчиками или же регулярно участвуют в торгах и обсуждениях условий сделок. Значит, целесообразно будет попросить добавить в программу обучения данные темы.

Таким образом, если у вас есть необходимость в профессиональном английском, то в первую очередь обращайте внимание на компании, которые предлагают программы, которые будут «заточены» под вашу сферу деятельности, либо обладают ресурсами для написания программы «с нуля».

Кроме всего вышеперечисленного так же следует помнить, что гарантией бюджетного и эффективного обучения является такой фактор, как наличие у обучающей школы собственной методики обучения, а не конкретного «звездного» преподавателя. Потому что ситуации в жизни могут возникнуть совершенно разные — например, решили вы отправить ключевых сотрудников на интенсивный тренинг в Подмосковье, где они безвылазно будут грызть гранит науки, а случилось так, что наш «звездный» преподаватель заболел и не смог приехать. Что тогда? Курс приходится переносить на другие даты или же искать другую школу. В случае же, когда обучающая компания является обладателем собственной методики обучения, то подобной ситуации не возникнет – преподаватель смело заменяется другим, который так же эффективно проводит занятия.

Статью подготовила Анна Гершвальд, тренер и лингвист языкового тренингового центра "СвобоDA Слова".

«Свобода Слова» - первый в России центр, обучающий английскому языку в формате тренинга с гарантией результата. В основе процесса обучения лежит авторская методика создателей Центра, направленная на быстрое приобретение практических навыков общения. Методика разрабатывалась по материалам научного открытия академика В.В.Петрусинского, запатентованного в 11 странах мира, в том числе в США.