Обратная связь с кандидатами – потеря времени или деловой репутации?

Досадно, но факт. Во многих компаниях не практикуется обратная связь с кандидатами по итогам отправки резюме или собеседования. Связано это с тем, что рекрутерам не хватает на это времени, а иногда они просто не видят смысла в обратной связи.

«Ложка дегтя»

Отсутствие обратной связи с кандидатом негативным образом сказывается на имидже компании, ведь когда работодатель никак не реагирует на действия соискателя, это гораздо сильнее «задевает» претендента, нежели прямой отказ. Хотя и форма отказа отнюдь не последний критерий того, как кандидат воспримет корпоративный образ компании.

Каков итог? Коль человека не проинформировали о стадии рассмотрения его кандидатуры – он не знает, ждать ли с моря погоды, начать «осаду» телефонными звонками или попробовать занять вакансии в других организациях. Самое интересное, что  молчание воспринимается как знак… «несогласия» и, что хуже, как нарушение деловой этики со стороны работодателя.

Российские реалии

Самая распространенная ситуация. Резюме подготовлено, отправлено, но… в ответ тишина. Дошло? Нет? Рассмотрели? Эти вопросы мучают всех без исключения кандидатов. Некоторые из них, не желая томиться в ожидании, считают своим долгом перезвонить и поинтересоваться судьбой резюме.

Самые настойчивые встречают в свой адрес стандартные, ни о чем не говорящие ответы: «Ваше резюме находится на стадии рассмотрения. Мы вам перезвоним». Как это понимать?

Зачастую, понадеявшись на обязательность рекрутеров, человек теряет в томительном ожидании драгоценное время. Понятно, что о такой компании у потенциальных работников вряд ли сложится положительное мнение.

Другая не менее распространенная в российской действительности история. По итогам одного или нескольких собеседований рекрутер дает обещание перезвонить, но не перезванивает. Нет времени? Потерял контакты? Или просто не считает необходимым? Более подробную статистику мнений собрал портал Superjob.ru.

По ту сторону баррикад

Большинство рекрутеров, а это 46% опрошенных, не обременяют себя ответственностью перед кандидатами, утверждая, что соискатель может и сам проявить инициативу, если ему не перезвонили в оговоренные сроки. Еще 14% предлагают кандидатам не отвлекать рекрутеров звонками, а отправить электронное письмо.

В общей сложности 60% респондентов считают, что активность со стороны претендента пойдет ему только на пользу, так как свидетельствует о заинтересованности и энергичной жизненной позиции человека.

Между тем, 38% кадровиков не приветствуют настойчивость кандидатов, да и сами не считают необходимым давать обратную связь. По их мнению, соискатель должен понимать, что если звонка от работодателя нет, это означает отказ. И лишь 2% опрошенных рекрутеров сказали, что если HR ничего не сообщает, то решение по кандидату пока не принято.

Звонить или не звонить?

Как показали результаты исследования, 54% кандидатов не желают перезванивать работодателю после собеседования, если не дождались из компании обещанного звонка. Эти соискатели расценивают молчание, как отказ в приеме на работу, но вместе с тем считают его проявлением неуважения к их личности.

35% респондентов считают необходимым все же перезвонить менеджеру по кадрам, полагая, что могут затеряться контакты или нужно действовать настойчиво в получении вожделенной позиции. 5% опрошенных вместо звонка отправили бы письмо, а 4% действовали бы по ситуации.

На чаше весов – репутация или время?

Сегодня все больше владельцев бизнеса понимают, что обратная связь с кандидатами определяет деловую репутацию компании на трудовом рынке. Особенно внимательны те, кто уже «пострадал» из-за плохо отлаженного механизма общения с кандидатами.

Так, руководитель ЧП «Крис» Сергей Робак однажды обнаружил свою компанию в черном списке работодателей. Как оказалось, отзыв оставил недовольный кандидат, которому отказ в приеме на работу был озвучен в неуважительной форме. Хотя и соискатель вел себя довольно провокационно.

По опыту Сергея, рассказы о том, как человеку отказали на работе, занимают чуть ли не 3-е место после историй о неудовлетворенности зарплатой и несправедливом отношении начальников.

Поэтому нехватка времени менеджеров по персоналу на обратную связь с кандидатами, - это, скорее, нежелание искать пути решения проблемы.

Как не оказаться в Черном списке

Как считают многие рекрутеры и HR-менеджеры, вне зависимости от того, каковы итоги собеседования, у кандидата должно остаться благоприятное впечатление о компании.

Внимание к нюансам обратной связи положительно отражается на имидже фирмы и в конечном итоге привлекает в организацию лучших специалистов рынка. Менеджеры по подбору персонала рекомендуют взять на заметку следующие советы.

1. Автоответчик.

Разумеется, получая десятки резюме ежедневно, рекрутер просто физически не способен ответить всем кандидатам лично. И чтобы дать соискателям понять, что их информация получена, целесообразно ставить на электронную почту или онлайн-сервисы по работе с резюме «автоответчики».

Пример текста автоответа может выглядеть так:

Здравствуйте!

Благодарим Вас за проявленный интерес к нашей компании. Ваше резюме будет в ближайшее время рассмотрено и добавлено в базу данных. И если в компании появится вакансия, соответствующая вашему опыту и профессиональным навыкам, мы свяжемся с вами по указанным в резюме контактным данным.

С уважением,

HR-менеджер компании Z

В текст можно добавить срок, в течение которого человеку стоит ждать ответа. Это придаст обратной связи критерии определенности. Так кандидат сможет понять, что отсутствие письма означает отказ. 

Для того чтобы оптимизировать рабочее время специалистов по найму, можно перенаправить поток звонков от кандидатов конкретному менеджеру. С этой целью в тексте автоматического ответа указывается, кто из HR-менеджеров занимается подбором персонала по данной вакансии.

Внимание к соискателю на самом первом этапе взаимодействия заложит благодатную почву для дальнейшего с ним общения , если в том будет необходимость.  

2. Соблюдение договоренностей.

Это одно из главных условий профессиональной HR-политики. И не только в отношении ТОП-менеджеров и ценных кадров.

Нельзя давать людям обещания, которые не планируется сдерживать. Оптимально организовывать свою работу таким образом, что по итогам собеседования не обещать перезвонить. Но связаться с кандидатом только в том случае, если будет принято положительное решение, и эйчар готов к дальнейшим действиям. При этом обязательно должны быть оговорены сроки.

Один из вариантов ответа кандидату может звучать так:

«На этой неделе у нас еще запланированы встречи с другими кандидатами. Если мы будем готовы к дальнейшему рассмотрению вашей кандидатуры, то до пятницы с вами свяжемся. Пожалуйста, за это время примите для себя решение, насколько это предложение для вас интересно. Если обратная связь нужна в любом случае, свяжитесь, пожалуйста, с нами самостоятельно любым удобным способом – мейл, телефон».

Если уж рекрутер пообещал перезвонить, сделать это нужно в любом случае. А когда результат отбора затягивается, следует связаться с человеком и, объяснив причины промедления, перенести время звонка. В случае с претендентами на руководящие должности об отказе следует уведомлять лично.

3. Постоянная обратная связь с интересующим кандидатом.

Часто хэдхантеры упускают ценных соискателей только потому, что не держат регулярную связь с наиболее релевантными кандидатами. Получив адекватное резюме, эйчары не спешат назначать встречу или информировать человека о заинтересованности в его кандидатуре. В то время как претендент продолжает активные поиски позиции в других компаниях.

Чтобы не потерять ценного соискателя, следует наладить с ним регулярную обратную связь. При этом не забывая информировать человека о стадии рассмотрения его кандидатуры и сроков принятия решения.

4. Отказ «без страха и упрека».

С некоторыми соискателями, которые не подходят на должность по базовым параметрам, следует прощаться сразу. Решительность HR-специалиста поможет сэкономить и его время, и время неподходящего соискателя.

Следует помнить, что при отказе следует соблюдать юридические и этические тонкости. Причиной отказа в приеме на работу может служить отсутствие необходимого опыта и профессиональных навыков. Но никак не внешний вид и поведение человека.

Еще лучше – перевести разговор с профессиональных недочетов соискателя на преимущества других претендентов. Например, уточнив, что нашелся более сильный кандидат, который лучше подходит для работы в этой компании.

5. Когда обратная связь невозможна.

На некоторых предприятиях количество поступающих резюме немыслимо велико. И давать обратную связь каждому кандидату, прошедшему стадию интервью, попросту невозможно. В этом случае разумно заранее предупредить человека, что звонок последует только в случае положительного решения в конкретный срок.

4 ключевых принципа эффективной обратной связи

  • Будьте конкретны. Не нужно ходить вокруг да около, даже если вы колеблетесь принять решение или оно затягивается из-за руководителя. Об отказе или промедлении нужно сообщить прямо.
  • Будьте содержательны. Если нет возможности сообщить правду о причине отказа, необходимо корректно пояснить кандидату, почему он не подошел.
  • Меньше слов. Называйте максимум 1-2 причины отказа в приеме на работу.
  • Больше этики. При отказе нельзя обнадеживать соискателя или обижать его. Единственная юридически допустимая причина отказа – недостаток профессионального опыта или несоответствие навыков требованиям компании. В качестве этической причины, как уже говорилось, можно привести аргумент в пользу другого претендента.

Конечно же, обратная связь с кандидатами требует усилий, должного внимания и времени со стороны HR-службы. Но эти «семена» обязательно принесут долгожданные плоды.

Статья подготовлена Ириной Кассиа.