Новый формат проверок: еще раз об актуальном

С начала этого года в сфере государственного надзора за соблюдением трудового законодательства применяется новый инструмент – проверочный лист (или список контрольных вопросов). То есть, при плановой проверке работодателей полномочия трудовых инспекторов ограничиваются только этим списком. Что изменилось в процедуре проверки – разъясняет эксперт трудового права Полина Журенкова.

polina_zhurenkova

 

Автор: Полина Журенкова,

старший юрист департамента трудового права Юридической компании «Митрофанова и партнеры»

С инспекционными проверками сталкивались практически все организации, и практически все воспринимают эту процедуру как стихийное бедствие, потому что ее ключевая цель – найти нарушения и наказать виновных. Но теперь можно подготовиться к визиту проверяющих идеально – никаких неожиданностей не будет. При условии, конечно, что проверка плановая.

Вспомним азы. Инспекционная проверка – это комплекс мероприятий, который проводит определённый государственный орган, с целью выяснить, нарушает ли та или иная организация (или индивидуальный предприниматель), какие-либо требования, установленные законодательством РФ и законодательством субъекта РФ.

Инспекционные проверки могут быть различными: плановыми и внеплановыми, выездными и документарными.

В частности, поговорим о проверках Государственной инспекции труда (ГИТ).

Ввиду недавних изменений, при проведении плановой проверки должностным лицом органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля используются проверочные листы (списки контрольных вопросов).

Проверочные листы представляют собой перечни вопросов, затрагивающих наиболее значимые требования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для исполнения.

То есть, в каждом таком листе содержатся конкретные пункты, которые будут проверять инспекторы. Если проверка плановая, работодателя заблаговременно уведомляют, какой именно области будут уделять пристальное внимание.  И самое главное – выйти за границы утвержденного перечня вопросов инспекторы не смогут. Их полномочия строго определены проверочным листом.

В настоящее время утверждены 107 проверочных листов, однако вскоре их станет больше (недавно Роструд разработал и вынес на общественное обсуждение еще 28 проверочных листов). Каждый из них посвящен отдельной тематике. Например, проверочный лист № 1 охватывает вопросы оформления приема на работу, № 2 – содержание трудовых договоров, № 3 – изменение трудовых договоров.

Помимо самих вопросов, в проверочном листе есть и ссылки на нормы законодательства, которые устанавливают требования по данным вопросам – это важно для самоконтроля.

Таким образом, теперь работодатель получает подготовительный материал: и заранее знает, что именно будет смотреть инспектор, может внимательно изучить какие требования по тому или иному вопросу устанавливает законодательство, проверить самого себя на наличие нарушений и если ошибкиобнаружатся – устранить их еще до прихода инспектора.

Введение проверочных листов потребовало некоторых изменений в законодательстве и процедуре проверки.

В частности, ранее было установлено, что любые проверки не могут осуществляться без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Это считается основанием для проверки и первым ее этапом. Распоряжение должно содержать в себе обязательные элементы, закрепленные законодательством.

Требование о наличии такого распоряжения применяется давно и по-прежнему остается в силе. Но были внесены изменения, касающиеся его содержания.

Теперь в распоряжении дополнительно могут быть указаны:

подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами, в том числе реквизиты проверочного листа (списка контрольных вопросов), если при проведении плановой проверки должен быть использован проверочный лист (список контрольных вопросов).

При проведении проверки с использованием проверочного листа (списка контрольных вопросов), заполненный по результатам проведения проверки проверочный лист прикладывается к акту проверки.

Проверочные листы могут применяться уже сейчас (нормативный акт, которым предусмотрено использование проверочных листов, вступил в силу с 01.01.2018), но пока действуют не для всех работодателей. С 1 января 2018 года проверяться по проверочным листам будут только работодатели с категорией умеренного риска. Остальных работодателей это коснется только с 1 июля 2018 года.

* Приказ Роструда от 10.11.2017 N 655, которым введены 107 форм проверочных листов для плановых проверок Государственной инспекции труда, зарегистрирован в Минюсте России 22.01.2018 под N 49720.

Все проверочные листы собраны здесь.

Для справки

В отношении работодателей с умеренным риском предусмотрена одна плановая проверка раз в 6 лет.

Для прочих работодателей (в зависимости от категории риска) установлен такой порядок плановых проверок

  • высокий риск – один раз за 2 года
  • значительный риск – один раз за 3 года
  • средний риск – один раз за 5 лет