Водителям предстоит независимая оценка квалификации или увольнение

Профессиональный экзамен – добровольная процедура, однако если в вашей компании есть штатные водители, стоит быть в курсе планов Правительства.В законодательство готовятся очередные поправки, после которых независимая оценка квалификации водителей станет обязательным условием их трудовой деятельности.

polina_zhurenkova_ipk

 

 

 

 

 

 

Комментарии к законопроекту дает Полина Журенкова, ведущий юрист департамента трудового права Юридической компании «Митрофанова и партнеры».

Исполнился год Федеральному закону от 03.07.2016 N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации»  - большинство работодателей, уверена, в курсе его положений. 

И все же, прежде чем говорить о предстоящих изменениях в правилах трудовой деятельности водителей, будет уместно напомнить «общий курс».

Указанный закон регулирует отношения, которые возникают при проведении независимой оценки квалификации работников и тех, кто только устраивается на работу (соискателей). Закон начал действовать с 1 января 2017   и закрепил возможность существования центров оценки квалификации. 

То есть, если работодатель захочет проверить, на что способен работник, он может направить его в центр оценки квалификации (далее – ЦОК). Сам работник (или соискатель) также может по своей инициативе прийти в ЦОК, пройти проверку, получить свидетельство и быть уверенным, что его компетенции соответствует профессиональному стандарту. В некоторых случаях без данной оценки не обойтись. Ведь сегодня состоявшийся факт – активная поддержка внедрения  профессиональных стандартов со стороны государства.

Система регулирования профстандартов -  это Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, советы по профессиональным  квалификациям, ЦОКи, которые создаются в России и имеют полномочия оценивать специалистов на местах. 

При всем этом независимая оценка квалификации является добровольной. Никто в настоящее время не принуждает работодателей направлять работников в ЦОКи,  да и соискатели не обязаны проходить проверку. Проверку на соответствие профессиональному стандарту может провести сам работодатель. Но, учитывая, что такая внутренняя процедура законодательно никак не урегулирована, определить порядок, средства и методы проверки, которые не будут нарушать права работника и не будут отменены судом, довольно проблематично. 

А теперь вернемся к водителям, которым предстоит независимая оценка квалификации или увольнение.

Хотя независимая оценка и является добровольной, работодателям, в штате которых есть водители, стоит быть в курсе планов Правительства РФ. В настоящее время обсуждается законопроект, который вносит ряд изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». С принятием поправок независимая оценка квалификации водителей станет обязательным условием для осуществления ими трудовой деятельности. 

Что именно должно поменяться

В частности, планируется дополнить пункт 2 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» которая содержит запретные для работодателя действия, абзацем следующего содержания: «допускать к управлению транспортными средствами водителей, не прошедших независимую оценку квалификации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 25.1 настоящего Федерального закона».

Подробности будут прописаны  в статье 25.1 указанного закона. 

Это означает, что юридические лица и индивидуальные предприниматели будут вправе давать допуск к управлению транспортными средствами только водителям, имеющим свидетельство о квалификации, выданное центром оценки квалификации по итогам независимой оценки квалификации водителей в соответствии с положениями Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации».

К прохождению независимой оценки квалификации водителей будут допускаться лица, имеющие:

  • российское национальное водительское удостоверение соответствующей категории или подкатегории;
  • удостоверение о повышении квалификации, подтверждающее получение ими дополнительного профессионального образования по типовым программам профессионального обучения водителей для осуществлении ими предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами либо документ, подтверждающий прохождение ими в установленном порядке профессионального обучения по программам профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий не более чем за 5 лет до даты проведения независимой оценки квалификации.

В случае принятия поправок, за отказ от прохождения независимой оценки квалификации работника придется вынужденно  уволить. Для этого статья 81 Трудового кодекса РФ дополняется соответствующим пунктом. 

Конечно, можно обойтись без увольнения, но поскольку без свидетельства о квалификации  водителя нельзя будет допустить к вождению автомобиля. –  он не сможет выполнять свою работу, и по факту будет работодателю не нужен. Следовательно, работодателю придется либо перевести его на другую должность (не связанную с вождением), либо уволить. Основание для увольнения будет в кодексе.

***

Таким образом, законопроектом предлагается распространить существующую схему проведения независимой оценки квалификации, запретив юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, чья деятельность связана с эксплуатацией транспортных средств, допускать к управлению транспортными средствами водителей, не прошедших оценку квалификации.

Цель данных нововведений вполне понятна, логична и обоснована. Учитывая, что автомобиль – это средство повышенной опасности и ошибки водителей приводят к довольно серьезным последствиям, действительно необходимо относиться к таким работникам с особым вниманием и серьезно подходить к вопросу их профессиональной подготовки. 

Сейчас водителем может работать даже человек, только вчера получивший водительское удостоверение, в то время как в его руках может находиться судьба пассажиров или прохожих. 

Но возникает вопрос: как выполнять требования закона, если он будет принят? В настоящее время это невозможно, так как ни одного ЦОКа для водителей, как, собственно, и самого профессионального стандарта для водителей, нет.

Конечно, обсуждение законопроекта – довольно длительный процесс и скорее всего, к моменту его подписания база для реализации уже будет готова. Кроме того, самим документом тоже предусмотрен запас времени – в случае его принятия он вступит в силу не раньше, чем через год после официального опубликования. Волноваться и предпринимать какие-то действия еще рано – но знать о предстоящих изменениях необходимо.

Журенкова Полина, Ведущий юрист департамента трудового права