Изменения в трудовом законодательстве 2016 года: что нас ждет в ближайшее время

Последние пару лет нормы трудового права меняются так часто, что компании едва успевают перестраиваться на новые правила. В настоящий момент готовы еще несколько законопроектов, направленных на совершенствование трудовых правоотношений. Вашему вниманию — обзор ближайших законодательных инициатив от консультанта Департамента трудового права IPKGroup Александра Южалина.

al_ipk

За последнее время в трудовом законодательстве РФ появились многочисленные нововведения. Изменились правила направления работников в командировки, установлен запрет на заёмный труд, введены профессиональные стандарты и многое другое. Законодатели продолжают совершенствовать и дополнять действующий порядок: часть недавних документов уже подписаны и вскоре вступают в силу, часть — еще рассматриваются профильными  комитетами.

Безусловно, законопроект еще не означает, что в тот или иной правовой акт будут обязательно вноситься поправки. Однако не лишним будет ознакомиться с последними инициативами законотворцев, чтобы быть готовыми к новым вызовам. Рассмотрим основные запланированные изменения и законопроекты, которые уже приняты на сегодняшний день.

Улучшение условий трудоустройства молодежи в возрасте до 25 лет

Законопроект № 1099964-6, о внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации". Авторы документа предлагают предусмотреть на региональном уровне программы поддержки работодателей, готовых создавать рабочие места для молодых россиян в возрасте до 25 лет.

Как следует из пояснительной записки к законопроекту, доля населения Российской Федерации в возрасте от 18 до 25 лет составляет примерно 8 процентов (согласно официальным данным Росстата). Именно на эту группу приходится наибольший удельный вес (свыше 20 процентов) в структуре безработных граждан РФ. Многие молодые люди не могут трудоустроиться после окончания образовательных учреждений из-за отсутствия опыта. Эта проблема усиливается в условиях кризиса: им сложно менять работу, чтобы найти более выгодные условия. Когда есть возможность устроиться на работу в другом городе,  возникают трудности с обустройством на новом месте,

В связи с этим предлагается ввести программу субсидирования работодателей с целью трудоустройства к ним молодых специалистов. Суть инициативы в том, чтобы предоставить добросовестным работодателям право заключить отдельное соглашение с субъектом РФ (в лице его государственных органов), и получить сертификат на трудоустройство граждан, гарантирующий государственную поддержку. Предварительно оговоренная стоимость сертификата на привлечение трудовых ресурсов составит 225 тыс. рублей.

Указанный законопроект рассматривается Госдумой

Соотношение заработной платы работников и руководителей

В России уже давно обсуждается проблема большого разрыва в размерах заработных плат работников одной компании. В первую очередь речь идет о крупных компаниях с большой численностью персонала. К примеру, в нефтяной отрасли и ведущих банках зафиксирован приблизительно 1000-кратный разрыв между размером зарплат первого лица и среднестатистического работника компании.

Хотя  в небольших фирмах данная проблема стоит не так остро, но все же она есть. В пояснительной записке к законопроекту отмечено, что аналогичная ситуация, только в более мелких масштабах, сложилась в других учреждениях (в том числе — государственных). Например, разница в зарплатах сотрудников учебных заведений очень велика: вознаграждение ректора достигает семизначных цифр, тогда как рядовой преподаватель получает в среднем 15 тыс. рублей

В связи с этим, законопроектом № 1096146-6 предлагается закрепить в Трудовом кодексе Российской Федерации соотношение рассчитываемой за календарный год максимальной и минимальной средней заработной платы руководителей и работников организации в пределах 10 к 1. Причем эта кратность будет включать различные надбавки, компенсационные и стимулирующие выплаты. Требование не будет распространяться на работодателей-физических лиц и их работников. Если выплаты превысят соотношение 10 к 1, то сверхлимитная часть подлежит возврату и распределению между работниками пропорционально размерам их заработной платы.

Указанный законопроект рассматривается Госдумой

Отмена локальных актов у отдельных работодателей.

3 июля 2016 года был подписан Федеральный закон от 03.07.2016 N 348-ФЗ. Указанным законом фактически упрощается «кадровая работа» для работодателей - субъектов малого предпринимательства (включая работодателей - индивидуальных предпринимателей), которые в соответствии с федеральным законом отнесены к микропредприятиям.

Как следует из положений данного Федерального закона, для вышеуказанных работодателей установлено право отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании, график сменности и другие). Однако вместе с этим, такие работодатели должны включить в трудовые договоры с работниками условия, которые «в обычных случаях» регулируются локальными нормативными актами работодателя. При этом трудовые договоры должны заключаться на основе типовой формы трудового договора, утверждаемой Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Отметим, что прочие работодатели, не указанные в Федеральном законе, по-прежнему должны утверждать ряд локальных нормативных актов (например, правила внутреннего трудового распорядка).

Указанный Федеральный закон вступает в силу 1 января 2017 года.

Конкретизация условий выплаты заработной платы.

В настоящее время у работодателей возникает много вопросов при трактовке части 6 статьи 136 Трудового кодекса РФ. Согласно данной нормы, заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором. При этом до конца не ясно, в каких именно документах должно быть закрплено это условие (во всех, или на выбор).

Причина рассогласований в том, что судебные органы РФ трактуют данную норму по-разному. Некоторые суды  настаивают, что такая формулировка предполагает необходимость прописывать день выплаты заработной платы во всех перечисленных документах. Соответственно, неисполнение работодателем этого требования зачастую становится основанием для привлечения его к административной ответственности. Другие же считают, что работодатель может сам выбирать, каким внутренним документом закрепить регламент выплат.

Не сформировалось единой позиции и у контролирующих органов. Так, в письмах от 24.01.2012 N ПГ/484-6-1 и от 06.03.2012 N ПГ/1004-6-1 Роструд высказал мнение о достаточности указания даты выплаты заработной платы в любом документе, поименованном в части шестой ст. 136 ТК РФ. Однако уже в письме от 20.06.2014 N ПГ/6310-6-1 специалисты ведомства сообщают, что «данная норма носит императивный характер и обязывает работодателя устанавливать дни выплаты заработной платы как в правилах внутреннего трудового распорядка и коллективном договоре (при его наличии), так и в трудовых договорах работников». Разъяснения, приведенные на официальном портале Роструда «Онлайнинспекция.РФ», также носят противоречивый характер.

Для решения данного вопроса 3 июля 2016 года был подписан Федеральный закон от 03.07.2016 N 272-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда". Новопринятый закон вносит изменения в статью 136 Трудового кодекса РФ, и предусматривает обязанность для работодателей устанавливать конкретные дни выплаты заработной платы правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена. То есть, теперь у работодателей действительно будет выбор, в каком документе предусмотреть это условие.

Этим же Федеральным законом вносятся изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях. Статья 5.27 дополнена еще одной частью, которая предусматривает ответственность за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений. Ответственность за такое правонарушение выражена в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Также увеличен и срок исковой давности по вопросам, связанным с невыплатой заработной платы (или ее части) — с 3 месяцев до 1 года.

Федеральный закон от 03.07.2016 N 272-ФЗ, вместе с указанными выше нововведениями, вступает в силу с 3 октября 2016 года.

Помимо вышеперечисленных законопроектов и уже подписанных законов, предполагаются и другие изменения в трудовом законодательстве.

Так, планируется переход на электронные больничные листки (Проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и в статью 59 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). При этом в ряде субъектов РФ (в частности в Москве), данные нововведения уже применяются.

В настоящее время на стадии рассмотрения находятся еще несколько  законодательных инициатив. Для того чтобы ваша организация была заранее готова к возможным новшествам,  не забывайте периодически отслеживать и анализировать документы, которые размещаются на официальном сайте государственной думы РФ . Когда принимается тот или иной законопроект,  и в нормативные акты вносятся изменения — реагировать рекомендуется незамедлительно. Постоянная актуализация поможет сразу перестроить привычный порядок и начать работу «по новым правилам»

Александр Южалин. Консультант Департамента трудового права Института профессионального кадровика, специалист по вопросам трудового законодательства