Что такое моббинг и как его избежать?

«Модным» словом моббинг сейчас называют психологическое насилие, которому подвергается сотрудник. Проще говоря, это травля со стороны отдельных коллег или всего коллектива. Что делать? Увольняться или сопротивляться?

Слово моббинг произошло от английского mob, что означает «толпа». Таким модным термином сейчас называют психологическое насилие, которому подвергается сотрудник. Проще говоря, это травля или подсиживание человека,. Бизнес-тренер Владимир Якуба рассказывает, как разобраться в причинах моббинга и предлагает варианты, как его избежать.

yakuba

Разбор полетов: суть понятия, как распознать моббинг

Само понятие «моббинг» появилось в XX веке, а проблема «травли» в коллективе стара, как мир. Особенно часто такое явление задевает новичка, который по тем или иным причинам стал объектом придирок, хотя бывает, что «выживают» и старожилов. Есть два основных вида моббинга.

  1. Вертикальный моббинг – это когда начальник изводит подчиненного, или коллектив начальника.

  2. Горизонтальный моббинг – это когда сотрудника «выживают» коллеги.

Примеры моббинга:

  • сотрудник приходит на работу, а с ним никто не здоровается;

  • по отношению к одному человеку все члены коллектива позволяют себе обидные шутки, иронию;

  • коллеги намеренно скрывают информацию, чтобы одному из них досталось от начальства,

и так далее.

Кстати, иногда все начинается с безобидной шутки. Вот пример.

В одну из компаний Москвы, которая работает в сфере рекламы и маркетингового продвижения, пригласили на работу журналистку. Когда руководитель представил ее коллегам, он сказал следующие слова: «Знакомьтесь, это Ангелина, новая звезда журналистики. За автографами – в очередь». После этого новенькой объявили «холодную войну». И ей пришлось уволиться.

Бывают более или менее безобидные ситуации, однако проблема есть, а значит, надо научиться ее решать.

Для начала нужно узнать, как отличать моббинг от конфликта или настороженности.

  1. Моббинг vs настороженность. Если вы только что пришли в компанию, и к вам присматриваются коллеги, в этом ничего страшного нет. Для них вы – новый человек, а они незнакомы вам, и какое-то время должно уйти на адаптацию. В этот период с вами могут не все разговаривать и здороваться, но это не из-за враждебности. Причина может быть в настороженности или попросту в стеснительности.
  2. Моббинг vs конфликт. Конфликт – это столкновение разных мнений, позиций. Например, вы с коллегой Андреем видите разные решения по оформлению сайта, спорите, но не приходите к единому мнению, и каждый занимает оборонительную позицию. Это конфликт. Он обычно не затягивается, и если его решить, то дальнейшие отношения участников налаживаются. Однако будьте осторожны: конфликт может перерасти в моббинг.

«Травля» – это то, что затягивается на недели и месяцы, а также сопровождается незаслуженными насмешками, придирками, оскорблениями, обсуждениями (за глаза или в лицо). Часто жертву подставляют, дезинформируют, уничтожают важные документы и так далее. Это – основные отличия моббинга. Теперь разбираемся в причинах.

Кто виноват?

«Когда один человек клюет другого, а десять человек молча смотрят за ними, то это считается несправедливым избиением, но когда десять человек сбиваются в стаю и начинают клевать одного — это считается борьбой за дисциплину в фирме» (Джон Арбстейм).

Есть два варианта: жертве устраивают бойкот, заслуженно или нет. Я подготовил два чек-листа самых распространенных причин моббинга.

Бойкот по вине сотрудника: чек-лист причин

Человеку всегда хочется думать, что в сложившейся ситуации он не виноват. При этом бойкот мог произойти и по вашей вине. Вот чек-лист из пяти самых распространенных причин такой травли.

  1. «Я - интроверт». Да, не все люди привыкли много общаться, при этом в новом коллективе вашу замкнутость могут расценить как «задирание носа».

  2. «Я все знаю». Может, вы только пришли, а уже начали всех критиковать и «ставить на место»?

  3. «Мне все надоело». Да, первое время вам тяжело в новой компании. Но может вы демотивируете остальных, когда жалуетесь?

  4. «Мне не нужны корпоративы». Не пропускали ли вы корпоративы или важные мероприятия? Таким образом вы показываете свое безразличие к корпоративной жизни.

  5. «Я – лучший». Часто новички стараются сделать все, чтобы начальство их отметило, выделяясь из толпы.

А еще вспомните: может, вы кого-то проигнорировали, кому-то нахамили или с кем-то не поздоровались? Знаете, как бывает, в чужом глазу соринку видим, а в своем – бревна не замечаем.

Бойкот НЕ по вине сотрудника: чек-лист причин

Часто случается и так, что сотрудник не виноват в травле. Чек-лист из 9 причин следующий.

  1. Жертва – не такая, как все. Например, другой национальности, инвалид, женщина среди мужчин, мужчина среди женщин, молодой среди сотрудников пенсионного возраста и так далее.

  2. Человека приняли на работу вместо того, кого все в коллективе любили.

  3. Новенький оказался лидером, текущий лидер боится конкуренции, поэтому настраивает всех против него.

  4. Новичок знает или умеет больше других, поэтому становится объектом зависти.

  5. Сотрудник-жертва работает продуктивно, когда все ленятся.

  6. Новичок умный, поэтому вызывает у руководителя страх, что тот его «подсидит».

  7. Начальник хочет подчинить себе человека.

  8. Начальник хочет унизить подчиненного (ради удовольствия или самоутверждения).

  9. Подчиненные боятся перемен, поэтому объединяются против нового руководителя.

Узнали в одном из пунктов себя?

Как избежать моббинга?

Лучший способ борьбы с моббингом – избегание моббинга. Если это возможно, вот что вам нужно сделать.

Если вы – руководитель, и не хотите допустить «травли» в коллективе:

  • продумайте систему адаптации новичков;

  • периодически проводите тимбилдинги;

  • не выделяйте новичка;

  • загружайте подчиненных работой, чтобы им было некогда сплетничать или заниматься чем-то кроме работы.

Если вы – новый руководитель в компании, и хотите избежать травли со стороны подчиненных:

  • познакомьтесь с коллективом;

  • в первый день предложите всем попить вместе чай с тортом;

  • будьте открыты для вопросов и предложений;

  • не прячьтесь и не стесняйтесь, будьте уверенны в себе.

Если вы – новенький, и хотите избежать травли со стороны коллег:

  • будьте открыты;

  • не сплетничайте;

  • старайтесь первое время не выделяться, при этом сохраняйте свои черты;

  • избегайте конфликтов;

  • общайтесь, знакомьтесь;

  • уважайте традиции компании, придерживайтесь их;

  • если вам говорят, что вы слишком молоды или единственный мужчина в коллективе – отшучивайтесь, говорите «да, я такой», искренне улыбайтесь.

Ну, а если вы – давний член коллектива, и видите, что кто-то пытается выставить в негативном свете новичка, не поддавайтесь на провокацию.

А если моббинг уже начался? Можно ли прекратить?

«Научиться законам жизни — значит испытать целый ряд унижений, — всё равно как обучаться катанию на коньках. Единственный выход — смеяться над собой вместе с зеваками» (Джордж Бернард Шоу).

Если вы уже стали объектом травли, примите ее как вызов, как препятствие, которое нужно преодолеть. А дальше сделайте 3 шага.

  1. Выясните причину. Если дело в вас – меняйтесь или решите проблему с тем, кого вы обидели.

  2. Если вы знаете причину, но ничего не можете с ней сделать, вам нужно выстоять. Помните, что вы доставите обидчику удовольствие, если разозлитесь или уволитесь. Не реагируйте на обидчиков, занимайтесь своим делом и развивайтесь.

  3. Если вы сделаете то, что указано в предыдущем пункте, наверняка у вас будут результаты, которые красноречивее слов будут вас характеризовать. Демонстрируйте их руководителю, в компании все решает он.

Если же вас тиранит руководитель, заручитесь поддержкой его начальника. Или руководителей других департаментов. Если другие руководители тоже настроены против вас, помните о том, что главный для вас начальник – это клиент. Выстраивайте с клиентами такие взаимоотношения, чтобы вас было невыгодно увольнять.

И последнее, что хочу отметить: все мои советы актуальны, если вы работаете в известной компании, функционал вам нравится, и вы знаете, что именно на этом месте вы сможете расти и развиваться.

Успехов вам во взаимоотношениях на работе!