Английский язык как часть внутренних коммуникаций

Английский язык признан деловым кодом современного мира. Сегодня это не просто средство международного общения, но и часть корпоративной культуры. Как изучение языка влияет на дополнительные рабочие навыки, как его можно использовать в качестве инструмента внутренних коммуникаций и повысить общую результативность компании?

Специально для HRdocs.ru на вопросы отвечает Член Совета Директоров Языкового тренингового центра «Свобода Слова» Наталья Острякова.

 no

Н.О.: Начну с анекдота.

Иностранный моряк как-то спросил своего английского коллегу, почему британский флот так часто одерживает победу.

— Это легко объяснить, — ответил англичанин. — Мы всегда молимся перед началом сражения.

— Но мы тоже молимся! — воскликнул иностранец.

— Но мы-то молимся по-английски!

Помню, как поменялась корпоративная культура в компании «Рольф» после прихода иностранного топ-менеджмента и внедрения английского языка как основного. Тогда, в 2007, мы много обучали их сотрудников и воочию видели, как преображались прямо на глазах и отношение к работе, и оценка результатов труда, и общение с коллегами. На закрытом корпоративном тренинге перемены во внутренних коммуникациях сотрудников — как на ладони. В этот момент люди поставлены в ситуацию, когда они вынуждены быстро и качественно решать задачи, максимально приближенные к рабочим, но при этом «как бы изучая английский».

Таких историй у нас довольно много. Например, в компании «Лукойл». Они готовили персонал к реализации международного проекта. Собрали сотрудников со всей страны. За три 8-дневных тренинга они не только с нуля достигли рабочего уровня языка, но и по-другому стали коммуницировать в решении рабочих вопросов.

Английскому языку невозможно обучаться как математике — это не академическая наука, а средство коммуникации. И здесь есть и особенности процесса, и плюсы результата. Изучение нового языка развивает навыки эффективной коммуникации в команде, работы с большим объемом информации, творческие способности, повышает скорость принятия решений и многое другое. Все это сильно влияет на рабочую эффективность каждого отдельного сотрудника, и, таким образом, на общую результативность компании. Но все эти прекрасные бонусы действуют не тогда, когда мы учим язык «по-школьному», а тогда, когда мы рассматриваем язык как средство общения и учим его «на результат». Это близко к формату тренинга: интенсивно, интерактивно, задорно и вовлекаясь в процесс «по чесноку». И так как это именно тот продукт, который умеет и делает наша компания, я выскажу свое мнение по данному вопросу. Оно исходит из многолетнего профессионального опыта и наблюдений — как изучение языка влияет на дополнительные рабочие навыки, и как его можно использовать в качестве инструмента внутренних коммуникаций.

HRdocs.ru: Сейчас многие компании переживают «бум» развития внутренних коммуникаций, появляются целые направления на стыке PR и HR, есть ли удачные примеры применения английского языка во внутренних коммуникациях?

Н.О.: Если английский язык является корпоративным, то подавляющее большинство сотрудников общаются по работе не на своем родном языке. То есть, по сути английский язык — это некий эсперанто корпоративной культуры.

Если мыслить глубоко, то язык — это кодовый носитель определенной ментальности. В этом случае английский — олицетворение структурности, упорядоченности, практичности, — стал деловым кодом современного мира. Если вы не владеете этим кодом — скорее всего вы упускаете определенные возможности в развитии карьеры. И зачастую, степень владения английским сотрудниками компании показывает общий уровень деловой культуры, а в конечном счете ее успешность.

HRdocs.ru: Какие инструменты внутренних коммуникаций целесообразно использовать для того, чтобы английский язык стал частью корпоративной культуры?

Н.О.: Все! Внутренние порталы, рассылки, радио, офф-лайн мероприятия. В наш век мультимедийных технологий и социальных сетей их очень много. Можно делать интересные контекстные рассылки с «полезными фразами» на иностранном языке, внутренние вебинары, мероприятия с личным участием сотрудников — английские клубы, например, где в активной форме отрабатываются необходимые в работе каждого сотрудника навыки (презентации, переговоры, совещания, телефонное общение). После такого клуба вероятность успешного использования языка в повседневной рабочей практике повышается, и вместе с тем снижается уровень тревоги сотрудника. Можно сделать внутренний доступ сотрудникам к контекстным словарям с профессиональной лексикой. У нас в «Свободе Слова» разработан мультимедийный продукт, в котором словарь может формироваться из внутренних документов компании. Вариантов много, главное — понимать, какую цель мы преследуем и что мы хотим получить на выходе.

HRdocs.ru: Как правильно замотивировать сотрудников на повышение своего уровня знания английского языка, необходимого для работы?

Н.О.: Проводить мотивирующие демо-мероприятия, которые повышают неволевую мотивацию к совершенствованию языка. Очень важно работать с персональной целью каждого сотрудника: что изменится к лучшему в жизни каждого конкретного человека, если он будет увереннее общаться на английском. Ведь почти каждый интуитивно понимает, что знание языка повышает его шансы на успешную карьеру: важно ему помочь самому осознать как именно и что близко лично ему. Практика показывает, что часто люди этого не осознают.

HRdocs.ru: Как должны различаться подходы к формальным и неформальным коммуникациям, если задача — максимально интегрировать английский язык во взаимодействие между сотрудниками?

Н.О.: Формальные коммуникации должны внедряться на организационном уровне (принудительный перевод общения в почте на английский язык, перевод внутренней документации, проведение совещаний, составление презентаций на английском), неформальные – поддерживаться в игровой форме. Например, объявлять день общения только на английском языке, проводить те же английские тематические клубы. Посмотреть кино на английском, организовать поход в английский паб, наконец. Все зависит от конкретной компании, ее культуры и творческого подхода к решению этой задачи.

HRdocs.ru: Особенно актуален вопрос использования английского языка для компаний, которые расширяют локальный рынок до международного, и команда становится постепенно интернациональной. Что делать в этом случае?

Н.О.: Если компания выходит на международный рынок, знание английского языка становится необходимым как воздух. Это самый простой случай: здесь сама жизнь заставляет компанию внедрять английский в каждодневную жизнь. В этом случае здорово использовать именно интенсивный формат обучения с погружением. Очевидный плюс в том, что уже даже через неделю сотрудники выходят на принципиально другой уровень. Это вдохновляет людей, и они делятся своими достижениями с коллегами, запуская внутренний интерес и любопытство коллег. Компания в этом случае получает быстрый возврат инвестиций, вложенных в обучение сотрудников, и возможность реализовать глобальные бизнес-задачи.

Совместные тренинги бизнес-навыков на английском языке тоже очень хороши, потому что они создают групповую динамику в общении на английском, развивают непосредственно навыки, продвигают team-building. И да, практикуйте внутренний английский сленг — переименовывайте специалиста по продажам в sales-manager, а специалиста по обучению в T&D-manager!!! :)))