15.03.2017 Женщины топ-менеджеры: карьера и частная жизнь

Многие бизнес-леди руководят направлениями в компаниях, возглавляемых мужчинами, но больше половины из них заявляют, что добились успеха без всякой мужской поддержки. И хотя женщины-руководители часто стремятся к лидерству не только на работе, но и в семье, им удается совмещать ответственную должность и благополучную личную жизнь – показало недавнее исследование хэдхантинговой компании «Агентство Контакт».

По мнению большинства участниц исследования, в России женщины занимают высокие руководящие должности в 20-40% компаний, тогда как на Западе доля женщин-лидеров составляет примерно 50%.

Вместе с тем в разрезе разных отраслей российской и западной экономики соотношение женщин в высшем руководстве во многом различается, что позволяет говорить  о разном восприятии «чисто женской» и  «чисто мужской» карьеры.

Так, в нашей стране в сфере туризма и гостеприимства женщин топ-менеджеров почти вдвое больше, чем на Западе (16% против 8,5%), примерно та же картина наблюдается в индустрии спорта, моды и красоты (15% против 7%). А вот в отечественной добывающей промышленности и строительстве совсем мало женщин-руководителей (всего по 0,10%), тогда как в иностранных компаниях – 3% и 4% соответственно. Впрочем, есть отрасли, где разрыв не настолько значителен (реклама и медиа – 13% в России и 10% на Западе; консалтинг – 7% и 6% соответственно) и даже отсутствует (FMCG – по 8%).

73% опрошенных бизнес-леди прежде всего ценят профессионализм и подчеркивают, что квалификация никак не зависит от гендерной принадлежности, однако 22% респонденток все же предпочитают работать с мужчинами и лишь 4,5% – с женщинами.

wom_intop

При этом в большинстве случаев (77%) пост генерального директора занимает мужчина и лишь 23% компаний возглавляют женщины.

Что интересно – в непосредственном подчинении у женщин-руководителей в основном работают женщины (70%).  И хотя всего 30% участниц опроса указали, что среди их подчиненных преобладают мужчины, за последние время эта цифра существенно возросла (5 лет назад было 8,5%) – отмечают авторы исследования.

Почти треть опрошенных бизнес-леди (32%) признают, что участницами рабочих конфликтов чаще всего становятся женщины, тогда как мужчины менее склонны к конфронтации (11%). Вместе с тем, больше половины респонденток (56%) утверждают, что у них никогда не бывает конфликтных ситуаций на работе.

 wom_intop

28% успешных бизнес-леди достигли карьерных  высот во многом благодаря мужской поддержке, 22% признают, что мужчины  помогали им продвигаться  по службе, но  эта помощь была  совсем незначительной. Почти половина успешных бизнес-леди (47%) заявляют, что нисколько не обязаны мужчинам своими достижениями, а 3% отказались от предложенной протекции.

  wom_intop

Практически все дамы, которые приобрели определенное влияние и теперь занимают высокий руководящий пост (80%), готовы способствовать карьерному росту сотрудников независимо от пола. Около 15% в большей степени помогают продвинуться женщинам и лишь 6% выделяют мужчин.

 wom_intop

 

Как показал опрос, очень многим женщинам-руководителям присуща карьерная мобильность: 31% из них меняют работу раз в 5-10 лет, 47% – каждые 3-5 лет, еще 11% находят новые возможности раз в 1-2 года. И всего 11% участниц исследования держатся за должность в одной компании больше 10 лет.

Российские бизнес-леди достаточно активны и амбициозны: 60% из них даже не думают останавливаться на пути к новым карьерным высотам. Всего 17% рассчитывают завершить карьеру примерно через 15 лет, еще 13% рассматривают десятилетний период и лишь 10% говорят об относительно скором  завершении карьеры – в течение 5 лет.

wom_intop

Результаты исследования Агентства «Контакт» (как и сотни глобальных и региональных исследований, посвященных теме лидерства, мотивации и вовлеченности) в который раз подтверждают: приоритеты высокопотенциальных сотрудников компаний во всем мире совпадают независимо от пола. Для российских женщин-руководителей самое главное в работе – это интересные проекты (60%),  возможности для карьерного и профессионального роста (53%) и высокая оплата труда (52%).

Среди наименее важных факторов респондентки отметили возможность для женщин с детьми работать из дому 1-2 дня в неделю (62%), медицинскую страховку для детей (50%) и сохранение 100% зарплаты во время беременности и декретного отпуска (34%).

Вместе с тем, было бы ошибочно предполагать, что успешные бизнес-леди одержимы карьерой, и для них не существует ни семейных ценностей, ни домашних дел. Больше половины из них замужем, у большинства есть дети (у 51% – один ребенок, у 20% - двое, а у 5% – трое детей). Только у 24% участниц опроса пока нет детей, и лишь 13% ни разу не состояли в официальном браке.

 wom_intop

Представительницы прекрасного пола сочетают множество ролей. 49% топ-менеджеров сами готовят еду, а 31% разделяют работу на кухне с мужьями и партнерами. Всего 10% опрошенных доверяют готовку домработницам, 6% передали эту обязанность мужу, и лишь 4% предпочитают есть в ресторанах.

Судя по ответам, у женщин, которые хорошо руководят отделами и целыми компаниями, отлично развиты навыки «домашнего менеджмента»: у 38% участниц исследования работа по дому распределена между всеми членами семьи, а 36% справляются со всеми делами самостоятельно. Еще 21% пользуются услугами домработниц, а 5% поручили все семейные хлопоты мужьям.

29% замужних женщин руководителей зарабатывают больше своих мужчин, а 19% имеют одинаковые доходы. Примечательно, что в семье бизнес-леди тоже стремятся к лидерству и гендерному равенству: 50% распоряжаются семейным бюджетом самостоятельно, 46% – совместно с мужем.

wom_intop

В чем же секрет бизнес-леди, которым удается совмещать ответственную работу и благополучную личную жизнь? Прежде всего – в мудрости и взаимопонимании (43% ответов), в желании это совмещать (40%) и стремлении к гармонии (32%). Для 21% немало значит удачное замужество – за человеком, который не станет соревноваться за лидерство, и терпение (19%), многие отметили интересную работу у обоих партнеров, большую любовь к семье и оптимизм (по 14%). Удача и здравый смысл тоже в какой-то степени влияют на work/life баланс (7%), а вот выбор места работы, где личные и семейные ценности признаны частью корпоративной культуры не значит практически ничего (3%).

Об исследовании

В исследовании «Агентства «Контакт» участвовали 310 женщин топ-менеджеров российских и международных компаний из разных отраслей экономики (средний и крупный бизнес).

Возраст участниц:

  • 26-35 лет – 16%
  • 36-45 лет – 58%
  • 46-55 лет – 22%
  • 55 лет и старше – 4%