03.12.2014 Как часто и за что штрафуют работников у российских работодателей?

Портал hh.ru решил выяснить, много ли и за какие провинности штрафуют российские компании своих сотрудников. Соответствующий опрос был проведен с 23 октября по 5 ноября 2014 года среди 2475 сотрудников российских компаний.

Результаты проведенного исследования показали, что система штрафов в том или ином виде существует в каждой третьей российской компании, а каждый второй сотрудник хотя бы однажды привлекался к уплате такого штрафа.

Тем не менее, как отмечается в исследовании, тенденция применения штрафных санкций идет на спад. Так, по сравнению с 2010 годом, число компаний, штрафующих работников, сократилось почти в 2,5 раза – с 87% до 34%. Сократилась и средняя сумма штрафа – с 5100 рублей в 2010 году до 3100 рублей в 2014 году. Чаще всего такая мера взыскания как штраф применяется у работодателей в сфере туризма, гостиничного и ресторанного бизнеса, безопасности и продаж.

Наиболее распространенным нарушением, за которое применяются штрафы, является опоздание на работу (54%). Далее следует невыполнение в срок поставленных заданий (38%), невыполнение плана (31%), порчу/недостачу товара (25%) и жалобы клиентов (20%). Среди названных причин также фигурируют: вредные привычки (курение, алкоголь), беспорядок на рабочем месте и использование Интернета в личных целях.

Несмотря на то, что подавляющее большинство компаний используют на практике именно денежные взыскания, руководство 30% компаний считает, что одной этой меры недостаточно и предпочитают дополнять ее еще и устным выговором.

Как показали результаты исследования, большинство сотрудников (57%) стремятся избегать ситуаций, в которых возможно применение штрафных санкций. Интересна тенденция, что по сравнению с 2010 годом, в 2014 году увеличилось количество тех, кто поддерживает идею штрафования работников за допущенные нарушения (с 11% до 17% соответственно).