Трудоустройство с релокацией: топ-менеджеры vs молодые специалисты

Готовы ли опытные управленцы рассматривать предложения работы в другом городе или другой стране? Насколько привлекательны такие вакансии для молодых специалистов? Что заставит тех и других согласиться на переезд? Как сотрудники компаний, стоящие на разных полюсах корпоративной иерархии, относятся к возможности получить образование за границей? Читайте обзор недавних исследований «Агентства Контакт»!

Хедхантинговая компания «Агентство Контакт» представила результаты двух параллельных исследований: «Отношение российских топ-менеджеров к возможности релокации»* и «Отношение молодых специалистов к возможности релокации»**, проведенных в апреле-мае этого года. И хотя первые уже достигли определенных высот, а вторые стоят на первых ступеньках карьерной лестницы, их мнения во многом совпадают. Однако в некоторых вопросах есть очень заметные расхождения и здесь сказывается не просто ментальная разница между поколениями, но в большей степени – прожитый и наработанный опыт.

Почти всем опрошенным топ-менеджерам (96%) интересно трудоустройство с релокацией. Причем 70% из них уже рассматривали такие вакансии, и если придется искать новую работу, охотно согласятся на переезд. 13% респондентов тоже получали подобные предложения, но только на старте карьеры. Еще 13% ни разу не предлагали эту возможность, но если она появится – обдумают непременно. Лишь для 5% вообще неприемлема перемена мест.

kontakt1

Те, кто только начал карьерный путь, тоже проявляют немалый интерес к работе, связанной с переездом. Многим из них уже поступали такие предложения, причем 33% снова откликнутся на похожие вакансии. Больше половины респондентов второго исследования (58%) указали, что у них еще не было такого случая: вероятно, потому, что молодые специалисты пока не успели приобрести достаточный уровень квалификации и проявить себя в полной мере. Тем не менее, если представится такой шанс, они не против над ним подумать. Что примечательно – среди молодых профессионалов оказалось так же мало «домоседов», которые вряд ли согласятся сменить место жительства ради новой работы – всего 5%.

kontakt1

Почти половине управленцев, настроенных на мобильность (45%), все равно, куда переезжать. Это позволяет предположить, что сама должность и  условия, названные работодателем, для них гораздо важнее, чем географическое положение работы. Вместе с тем, каждый четвертый участник исследования заявляет, что согласится переехать только в Европу, 15% предпочтут Канаду или США, 15% согласятся на переезд в любое зарубежное государство. Всего 20% не собираются покидать родину и переедут в любой город РФ. Те 12%, кто выбрал ответ «Другое», указывали такие варианты: Сибирь, «к морю», Крым, «любая страна с благоприятной геополитической обстановкой».

kontakt1

В отличие от опытных профессионалов, занимающих руководящие посты в компаниях, молодежь более избирательна в географических предпочтениях. Так, локация не принципиальна всего для 28%, в любую другую страну согласны перебраться 24%. А вот тех, кто готов поработать исключительно в европейской компании, гораздо больше – 36%. В Канаду или Америку уехали бы 15%, в любой другой город РФ – 19%. Кроме того, молодые респонденты, которые отметили пункт «Другое» (9%), тоже оказались более взыскательны и конкретны в своем выборе: Китай, Турция, Дубай, Куба, и если Россия – то только Санкт-Петербург.

kontakt1

Основной мотивирующий фактор для топ-менеджеров, готовых принять предложение работы с релокацией, – это зарплата (53%). На втором месте среди критериев, на которые в первую очередь будут ориентироваться потенциальные кандидаты – сама позиция, должностной функционал, ожидания и задачи. Третье место занимает собственно страна, куда придется переезжать ради работы, четвертое – готовность работодателя обеспечить условия для переезда всей семьи, и пятое – жилье на новом месте.

Для молодых специалистов так же характерен рациональный подход: главный критерий, который заставит их сдвинуться с места ради новой работы – это зарплата. Более того, для них финансовая часть еще важнее – 68% ответов. На втором месте, как и у опытных топов – предлагаемая должность. Однако на третьем месте – готовность работодателя предоставить жилье, а страна на четвертом, тогда как условия для переезда всей семьи – на последнем, что, возможно, объясняется возрастом респондентов: около трети просто еще не успели ею обзавестись.

Если выпадет шанс получить достойную работу, больше трети респондентов опроса для управленцев переедут в другую страну (другой город) хоть насовсем. Каждый четвертый из опрошенных руководителей рассматривает для себя период от 3 до 5 лет, 28% – от 1 года до 3 лет. 4% не прочь уехать на 5-10 лет, а 5% допускают длительный срок – больше 10 лет. И только 3% согласились бы уехать лишь ненадолго, максимум на год.

kontakt1

Молодые специалисты смелее заявляют, что смогли бы работать вдали от дома сколько угодно (46%). Вместе с тем, согласных уехать лишь на короткий срок, от 1 месяца до 1 года, тоже оказалось больше – 17%. Почти столько же респондентов (27%) указали период от 1 года до 3 лет, на 3-5 лет уехали бы 8%. Варианты «5-10 лет» и «больше 10 лет» набрали всего по 1% ответов.

kontakt1

Две трети участников опроса топ-менеджеров указали, что у них уже есть опыт трудоустройства с переездом: 50% работали в другом российском городе, а 16% – за рубежом.

kontakt1

И в этом молодые специалисты значительно отстают от профессионалов старшего поколения: 84% еще не приходилось работать вдали от дома, только 10% работали в другом городе, и всего 6% – в другой стране. Впрочем, у них все впереди.

kontakt4

Практически все опрошенные топы получили образование в России. Лишь немногим довелось учиться в Европе (5%) и Америке (1%). 

kontakt1

Вместе с тем, около половины респондентов (48%) одобряют стремление сограждан учиться в западных школах и вузах, и сами не отказались бы от такой возможности. Еще 42% придерживаются нейтрального мнения и считают, что отечественная система образования ничуть не уступает иностранной. Лишь 4% категорически против обучения в американских и европейских образовательных заведениях, и убеждены, что вкладывать в эти знания бессмысленно.

kontakt1

Абсолютное большинство молодых специалистов (92%) тоже учились в России, и лишь у 1% была возможность получить образование в европейских или американских высших школах. У 7% нет вузовского диплома.

kontakt1

 

Однако по сравнению с умудренными опытом и карьерными достижениями управленцами, они более лояльны к заграничному образованию: 78% не только положительно относятся к обучению на западе, но и хотят его получить. Всего 20% занимают нейтральную позицию и считают российскую систему образования вполне конкурентоспособной, и лишь 4% выразили отрицательное мнение и тоже назвали бесполезным обучение за границей.

kontakt1

Если и получать образование за границей, то прежде надо набраться опыта у себя в стране – уверены большинство топ-менеджеров. Причем 47% считают, что принимать такое решение можно только тем, кто уже добился определенных карьерных успехов: вырос до позиции топа или до мидл-уровня и возникла необходимость обновить знания, научиться чему-то новому в рамках своей профессии. По мнению 37%, поработать по специальности следует хотя бы 2-3 года, чтобы развить практические навыки. Всего 26% полагают, что продолжать обучение надо сразу после школы или отечественного вуза.

kontakt1

В отличие от топов, среди молодежи преобладает убеждение, что лучше всего поступать в зарубежный вуз сразу после школы/университета – так ответили 55% участников опроса. Однако 35% все же думают, что для начала стоит попробовать себя в профессии хотя бы 2-3 года, и всего 20% демонстрируют консервативный прагматизм, считая, что надо дорасти хотя бы до позиции мидл-уровня (а лучше до топовой) и только потом ехать за дополнительными знаниями за границу (если будет такая необходимость).

kontakt1

* Исследование «Отношение российских топ-менеджеров к возможности релокации» проводилось в апреле 2017 года.

  • Аудитория исследования: представители среднего высшего менеджмента (генеральные директора), работающие в крупных и средних российских (86%) и международных (14%) компаниях из разных отраслей экономики.
  • Размер выборки: 305 респондентов

** Исследование «Отношение молодых специалистов к возможности релокации» проводилось в мае 2017 года

  • Аудитория исследования: молодые специалисты, возрастные группы 18-22 года (38%),  22-26 лет (57%) 26-30 лет (5%).
  • Размер выборки: 325 респондентов