12.11.2014 Насколько опасна ваша работа?

Убивает ли вас ваша работа? Такой странный вопрос вытекает из результатов зарубежного исследования, опубликованных кадровым агентством Юнити: подбор персонала.

Обычно считается преувеличением фраза «моя работа меня убивает», но в действительности существует множество рабочих мест, в отношении которых подобная фраза звучит вполне жизненно. Так, за 20-летний период исследований в отношении 820 принимавших участия в нем граждан в возрасте 25 – 65 лет, погибли 53 человека. Выяснилось, что непропорционально большое количество из них жаловались на «враждебную рабочую обстановку»,  а риск рано умереть для сотрудников среднего возраста увеличивается в 2,4 раза при наличии плохих отношений с коллегами по работе. При этом женщины, жалующиеся на постоянное давление/контроль на рабочем месте, на 70% больше подвержены риску ранней смерти, чем те, кто не ощущает подобного давления 

По результатам исследования были выявлены 10 наиболее стрессовых рабочих мест:

  • Коммерческий пилот.
  • Сотрудник по связям с общественностью.
  • Корпоративный руководитель.
  • Фотокорреспондент.
  • Диктор новостей.
  • Руководитель отдела рекламы.
  • Архитектор.
  • Биржевой маклер.
  • Техник скорой медицинской помощи.
  • Агент по недвижимости.

Аналогично был составлен список наименее стрессовых рабочих мест, который возглавили отоларигологи. Далее профессии расположились по списку следующим образом:

  • Диетолог.
  • Инженер-программист.
  • Программист.
  • Стоматологический гигиенист.
  • Логопед.
  • Философ.
  • Математик.
  • Трудотерапевт.
  • Хиропрактик.

По степени ощущения стрессовой нагрузки на рабочем месте ответы опрошенных составили:

  • «считаю, что моя работа заключается в чрезмерном напряжении» - 44%;
  • «чувствую крайнюю напряженность в работе» - 29%;
  • «очень часто чувствую, что «сгорел» на работе» - 26%.

При этом каждый четвертый работник убежден, что его рабочее место является самым напряженным аспектом его жизни, а трое из четырех полагают, что стресс на работе существенно вырос за последнее поколение.

Среди наиболее распространенных причин стресса были названы:

  • тяжелые нагрузки;
  • методы управления;
  • реструктуризация на рабочем месте;
  • отсутствие ясности в должностных обязанностях
  • личные/домашние проблемы;
  • проблемы безопасности/будущего работы;
  • проблемы охраны окружающей среды и экологии (в т.ч. загрязненный воздух, недостаток жизненного пространства, чрезмерный шум и пр.);
  • отсутствие поддержки/взаимоотношения с коллегами;
  • физическое и вербальное насилие. 

Среди способов, которыми коллеги по работе вызывают стресс, были указаны: манипуляции и давление для подчинения приказам, несовместимые или просто разные личности или напротив – слишком большая схожесть личностей и стилей работы.

По причине стрессов в Великобритании продолжительность трудового отпуска была увеличена до 4-х и более недель, а в США средняя продолжительность отпуска для снятия стресса составляет 20 дней.

Результатами пагубного влияния стресса на организм человека стали:

  • увеличение числа сердечных заболеваний на 40% у женщин и на 25% у мужчин;
  • увеличение риска инсультов  мужчин на 50%;
  • избыточный вес;
  • депрессия;
  • бессонница;
  • проблемы с памятью;
  • обострение кожных заболеваний;
  • проблемы пищеварительной системы;
  • ускорение прогрессирования ВИЧ/СПИД.

В Японии появился даже специальный термин – «KAROSHI», означающий смерть от переутомления. По мнению экспертов, около 10 тысяч японских менеджеров, руководителей и специалистов умирают от переутомления на работе. А недавно 11 сотрудников китайского комитета Foxconn покончили жизнь самоубийством, спрыгну с высотного здания из-за переутомления и пренебрежения духовными потребностями.

Как бороться с переутомлением и стрессом на работе? Помочь в этом могут:

  • выравнивание нагрузок с потенциальными возможностями сотрудников;
  • создание рабочих мест, где максимально востребованы таланты работников;
  • разрешение сотрудникам высказывать свое мнение;
  • информирование коллектива о будущих событиях для укрепления чувства уверенности в завтрашнем дне;
  • создание условий для общения коллег;
  • правильное питание;
  • частые упражнения;
  • хороший сон;
  • использование методов релаксации;
  • общение с друзьями;
  • смех и шутки;
  • обращение за консультацией и помощью к специалистам при возникновении необходимости в ней.