05.02.2014 Что такое спецоценка условий труда? Разъяснения замминистра труда

Первый заместитель министра труда и социальной защиты Сергей Вельмяйкин в одном из интервью рассказал о новом понятии в трудовом законодательстве РФ – «спецоценка труда».

В 2014 году в России начались мероприятия по проведению специальной оценки условий труда (СОУТ), а в 2015-м нас ждет ужесточение ответственности за нарушение норм охраны труда. Минтруд также озвучил планы по внедрению механизмов стимулирования работодателей, которые помогут сделать прибыльнее безопасные производства. В перспективных планах ведомства и внедрение нововведений для выявления профзаболеваний. О том, каких изменений в законодательстве, регулирующем вопросы охраны труда, ждать в ближайшее время работодателям, рассказал Первый заместитель министра труда Сергей Вельмяйкин.

Среди причин, чаще всего приводящим к нарушениям условий труда, Сергей Вельмяйкин назвал допуск к работе сотрудников, не прошедших обучение по охране труда (35% нарушений), необеспечение работников средствами индивидуальной или коллективной защиты, положенными законом, и отсутствие оценки условий труда.

Замминистра озвучил цифры нарушений, выявляемых в сфере охраны труда: за 11 месяцев прошедшего года Федеральной службой по труду и занятости выявлено 425 тыс. случаев нарушений  в ходе проведения 42,5 тыс. проверок. Цифры большие, но радует тенденция их снижения – по сравнению с аналогичным периодом 2012 года количество выявленных нарушений уменьшилось на 11%. И дело здесь не в лояльности проверяющих, а скорее наоборот – инспекторы стали более жестко реагировать на факты нарушений.  По результатам проверок приостановлена эксплуатация более тысячи единиц оборудования и производственных участков, работы на которых велись с нарушением норм трудового законодательства.

Но не всегда из-за несовершенства законодательства удается привлечь работодателей к ответственности, посетовал замминистра. Так, КоАП предусматривает незначительные санкции за подобные правонарушения, а срок их взыскания ограничивается двумя месяцами. Пользуясь лазейкой в законе, работодатель обжалует это решение или пытается затянуть судебный процесс, а за это время истекает срок его привлечения к административной ответственности. Для устранения этой проблемы в ближайшее время планируется внести поправки в Кодекс об административных правонарушениях, увеличив срок привлечения работодателей к ответственности до одного года. Изменения также коснутся и составов правонарушений в сфере охраны труда – будут разделены санкции за необеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, нарушение правил охраны труда  и непроведение СОУТ. Расширился диапазон санкций за эти правонарушения – от предупреждения до административного штрафа 200 тыс. рублей (сейчас максимальный размер штрафа составляет 50 тыс.рублей). Планируется, что изменения в КоАП вступят в силу с 2015 года.

Отвечая на вопрос о том, какие производства в России являются наиболее опасными для работников, С.Вельмяйкин на первое место поставил строительную отрасль, в которой за 10 месяцев 2013 года погибло почти 500 работников. Основные причины столь высокого количества несчастных случаев на производстве – специфика выполнения строительных работ, связанная с постоянным изменением условий труда (в отличие, например, от статичных производств металлургической или угольной промышленности) и желание нанимателей сэкономить на дешевой рабочей силе, в результате чего на строительные объекты привлекаются низкоквалифицированные рабочие, не имеющие должных знаний по технике безопасности. На втором месте по количеству погибших оказались обрабатывающие производства (363 погибших) и сельскохозяйственные предприятия (254 погибших). Эти цифры не подтверждают миф о самой высокой опасности на предприятиях добывающей отрасли – при добыче полезных ископаемых за этот период погибло «всего» 160 человек, и этот показатель снижается из года в год. Во многом это заслуга мощного профсоюзного движения угольной отрасли, следящего за соблюдением нанимателями условий и охраны труда.

Один из вопросов, который интересовал журналистов и который интересен многим работодателям – зачем было менять аттестацию рабочих мест на СОУТ? Сергей Вельмяйкин пояснил, что из-за отсутствия санкций в законе, аттестация во многом превратилась в профанацию, формальную процедуру, поэтому было решено ввести в законодательство совершенно новое понятие спецоценки условий труда. Ответственность за нарушение порядка ее проведения будет жесткой, вплоть до санкций к инспектору, который подпишет документы об оценке. Говоря о переходе к новой системе оценки условий труда, замминистра отметил, что трудностей у работодателей возникнуть не должно, потому что в законе достаточно подробно и корректно прописаны переходные нормы. Компании, работающие сегодня в этой сфере, продолжат работать до окончания срока их аккредитации. На сегодняшний день в реестре зарегистрировано 900 аттестующих компаний и организаций, которые сохраняют право проводить СОУТ. Примерно у 20% из них сроки аккредитации истекают в течение 2014 года. Законом прописана норма, которая разрешает им продолжать работу до конца 2014 года без переоформления документов.

Для того, чтобы переход с аттестации на СОУТ осуществлялся без особых проблем, Минтруд в течение всего 2013 года проводил активную  разъяснительную работу среди работодателей и профсоюзов. Еще в апреле 2013 года было объявлено об изменении «правил игры» и, по мнению Минтруда, у работодателей было достаточно времени, чтобы провести все необходимые мероприятия и завершить процедуры аттестации к январю 2014 года. Что касается методики СОУТ, она уже одобрена Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений и в Минтруде ждут только номера закона, чтобы отправить документы в Минюст.

Отвечая на вопрос о мерах, которые бы стимулировали работодателей на создание безопасных рабочих мест, С.Вельмякин подчеркнул, что основным мотивом в этом вопросе является прибыль. Да, для того, чтобы сделать условия труда более безопасными, необходимо вкладываться в более современные и автоматизированные технологии производства. Чтобы работодателям было выгодно это делать, для них предусмотрели снижение тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд. Подготовительные мероприятия для того, чтобы эти стимулы заработали, начались еще в 2012 году. Тогда была введена линейка дополнительных страховых взносов в ПФР, которая сейчас пересматривается. Планируется, что экономия работодателей на взносах в ПРФ при переходе на более безопасные условия труда составит 20 млрд.рублей. Кроме того, каждый работодатель (и работник тоже) должен осознавать, что более безопасные условия труда – это снижение класса условий труда, уменьшения компенсационных выплат работникам, сокращение отпуска. К сожалению, в профсоюзной среде пока не совсем понимают полезность всех этих мероприятий, где бытует мнение, что лучше подышать производственной пылью и получить неделю дополнительного отпуска. Многие коллективы сознательно отказываются от улучшения условий труда, поскольку имеют за это пакет социальных и трудовых льгот. Для того, чтобы найти понимание по этим вопросам, Минтруд предложил компромиссный вариант – все вопросы улучшения условий труда рассматривать совместно с профсоюзами. Государство же будет стимулировать профсоюзы к тому, чтобы они равно заботились о социальных гарантиях и безопасных условиях труда для работников.

Говоря об эффективности предложенных стимулов, Сергей Вельмяйки особо подчеркнул, что работодатели сегодня должны понимать, что выгода от инвестиций в безопасные условия труда имеет отложенный эффект. При расчете тарифа страховых взносов сегодня используется сравнение уровня профзаболеваний на конкретном предприятии со средним по отрасли. Поскольку профзаболеваемость проявляется через 10-15 лет, к этому времени затраты на создание безопасных рабочих мест будут сразу отражаться на размере тарифа страховых взносов. Для того, чтобы наладить систему фиксации профзаболеваний (сегодня люди при смене места работы часто теряют свои медицинские карточки, поэтому их заболевания не фиксируются как профессиональные), Законом об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации предусмотрено внедрение системы электронного документооборота, с помощью которой история болезни каждого работника будет формироваться в единой электронной базе данных. Одновременно с этим одной из главных задач на ближайшие годы станет развитие службы профпаталогии, которая будет фиксировать все случаи профессиональных заболеваний. Сегодня, к сожалению, эта служба недостаточно развита, а как показывает практика, степень защищенности работников, получивших профзаболевание, в большинстве своем зависит от умения отстаивать свои права.