26.02.2018 Соискатель становится терпеливее

За два последних года доля соискателей, готовых «понять и простить» работодателей, оставляющих без ответа отклики на вакансии, выросла с 29% до 38%. Вместе с тем, способность спокойно ожидать ответа дольше недели, не теряя интереса к вакансии, различается в зависимости от возраста. Самыми нетерпеливыми оказались молодые специалисты 18-25 лет, самыми терпеливыми – соискатели в возрасте 45+.

Служба исследований HeadHunter опросила 7656 российских работников и выяснила, что в нынешнем году доля соискателей, чей интерес к вакансии сохраняется только на протяжении недели после отклика, снизилась по сравнению с позапрошлым годом – совокупно 34% в 2018 году против 41% в 2016 году. Также в 2016 году доля респондентов, полагающих, что работодатель должен отвечать на отклик в тот же день составляла 16%, а в опросе нынешнего года снизилась до 11% респондентов.

Вместе с тем, как в позапрошлогоднем, так и в свежем опросе по 25% респондентов указали, что во время последних поисков работы получили ответ от работодателя в течение трёх дней. Кроме того, реакция соискателей, которым приходится ждать ответа работодателя дольше, чем они предполагали, почти не изменилась. Так, в 2016 году 66% участников аналогичного опроса признали, что получив положительный ответ от компании– даже если время ожидания затянулось – сразу же согласятся на интервью (при условии что они еще не нашли работу). В 2018 году доля таких респондентов составила 67%. Причем соискатели согласны пережить такое «невнимание»: работа для них важнее этикета, и длительное ожидание ответа от работодателя – не  причина для отказа от интервью.

По сравнению с 2016 годом доля тех, кто готов понять и простить работодателей, оставляющих  без ответа отклики на вакансии,  выросла с 29% до 38%. Так,  два года назад 15% соискателей признавали, что работодатель порой сталкивается с таким объемом откликов, который просто невозможно обработать физически. Ещё 14% отмечали, что иногда соискатели откликаются на все вакансии без разбору, что тоже становится причиной повышенной нагрузки на рекрутеров и поэтому часть откликов остаются без ответа. В опросе 2018-го года аналогичные доли составили по 19%.

Что интересно – отмечают аналитики HeadHunter – доля соискателей, которые спокойно воспринимают проигнорированный отклик, увеличивается с возрастом. Так, если в группе специалистов 18-25 лет всего 33% вполне осознают и принимают, что рекрутерам не всегда удается обработать отклики всех соискателей, то среди участников в возрасте 45+ с этим утверждением согласны 41%. Скорее всего, такая разница в отношении объясняется не только жизненным опытом. Вероятно, умудренное старшее поколение проявляет больше терпения также из опасения вообще остаться без работы.

В разрезе профессиональных областей чаще всего рассчитывают на ответ в тот же день представители рабочего персонала (19%) и начинающие специалисты (18%). Меньше остальных быстрого ответа на отклик ждут работники добывающей сферы: всего 1% респондентов этой группы считает, что работодатель должен ответить на отклик в тот же день, чтобы оставить хорошее впечатление у соискателя.

К неудовольствию многих рекрутеров, соискатели часто не считают нужным прикрепить к отклику на вакансию сопроводительное письмо. В этом плане самым ответственным регионом оказалась Москва: всего 19% соискателей никогда не пишут сопроводительных писем – даже если вакансия очень привлекательна. Для сравнения – в Красноярском крае таких соискателей 47%.

По сравнению с позапрошлым годом, в 2018 году выросла доля соискателей, чей интерес к вакансии держится несколько недель – 16% согласны дожидаться ответа на отклик в течение 1-2 недель, а 6% сохраняют интерес к вакансии около месяца. В 2016 году аналогичные доли составляли 11% и 3%, соответственно.

hh2602

На фоне снижения доли соискателей, полагающих, что работодатель обязан отозваться либо в тот же день  (16% в 2016 году и 11% в 2018), либо в течение 1-3 дней, отмечено незначительное изменение –  +1%.  Ровно настолько по сравнению с позапрошлым годом выросло количество респондентов, согласных, что три дня – вполне допустимый срок ожидания ответа на отклик, чтобы о работодателе сложилось хорошее мнение. 

hh2602

hh2602

hh2602

Как в 2016, так и в 2018 году каждый четвертый соискатель указал, что во время последних поисков работы получил ответ от работодателя в течение 1-3 дней. Вместе с тем, тех, кто так и не дождался ответа на отклик, оказалось ненамного меньше: 21% и 22% соответственно. Эти респонденты увидели автоматическое уведомление системы, поясняющее «игнор»:  «В кабинете работодателя есть возможность быстрого просмотра откликов, которая позволяет увидеть основные пункты в резюме соискателя, не открывая при этом само резюме».

hh2602

hh2602

hh2602

На гипотетический вопрос, как бы поступили респонденты, если бы с момента отклика до ответа работодателя прошло больше времени, чем ожидалось, в 2016 году 66% ответили, что в любом случае согласились бы на интервью. В 2018 году аналогичная доля мало изменилась –  67%.

hh2602

hh2602

hh2602

В этом году стало больше респондентов, которых не возмущают работодатели,  оставляющие отклики без ответа. Соискатели осведомлены о возможности просмотреть практически всю информацию из резюме кандидата в интерфейсе hh.ru, но также признают фактор большого потока откликов.

hh2602

hh2602

hh2602Сопоставляя свое  резюме с вакансией, респонденты прежде всего уделяют внимание степени понимания перечисленных в ней обязанностей. Этот фактор считают очень важным 59%. Следующими по важности названы совпадение по желаемой и предлагаемой заработной плате – 56% и соответствие условий работы – 39%.

Абсолютное большинство принимает утверждение, что требования вакансии необязательно должны в точности соответствовать опыту соискателя: только 8% респондентов высказались отрицательно.

Большинство соискателей не любят составлять сопроводительные письма: 28% не пишут их никогда, а 26%  пишут только для самых интересных вакансий.

hh2602

hh2602В срезе по уровню позиций выяснилось, что начинающие молодые специалисты теряют интерес к вакансии гораздо быстрее, чем те, кто уже продвинулся по карьерной лестнице.   Так, приемлемый срок ответа на отклик не более трех дней указали 42% молодых специалистов, 38% экспертов и 28% топ-менеджеров.

hh2602

hh2602

Вместе с тем, опрос 2018 года показал, что начинающие специалисты получают ответы на отклики быстрее более опытных коллег – 30% из них подтвердили, что в ходе последнего поиска работы работодатели отвечали максимум через три дня.  Линейным руководителям и топ- менеджерам ответ на оклик тоже, как правило, приходит именно в течение трёх дней, но в данном случае доли составили 21% и 15% соответственно.

Работодатели,  игнорирующие отклики, возмущают каждого четвертого молодого специалиста (18-25 лет), а вот среди специалистов в возрасте старше 45 лет это неприемлемо всего 13%. При этом доля тех, кто выбрал более мягкий вариант «это неэтично» во всех возрастных группах практически одинакова.

Больше всего респондентов, крайне негативно реагирующих на отклики без ответа в двух профессиональных областях: «ИТ, интернет, телеком» – 24% и «Искусство, развлечения, масс-медиа» – 22%.

hh2602

Представители банковской сферы (77,3%) и сферы ИТ (77,2%) чаще других соглашались, что, изучая требования в вакансиях, нужно также учитывать возможность обучения в процессе работы.

hh2602

В разрезе иерархических уровней, доля соискателей, всегда прилагающих шаблонные сопроводительные письма к откликам, почти не отличается.  Однако 37% начинающих специалистов вообще не пишут сопроводительные письма, и всего 15% пишут краткие индивидуальные письма для каждого отклика. Для примера, среди линейных руководителей аналогичные доли составляют 20% и 27%, соответственно.

Среди респондентов, которые прилагают к отклику на вакансию сопроводительное письмо, 20% так и не получили ответа на отклик при последнем поиске работы. В то же время среди респондентов, отправляющих отклик без всякой «сопроводиловки», аналогичный показатель составляет 24%. Однако стоит заметить, что в данном случае ответ работодателя не всегда бывает положительным.

*Опрос проводился Службой исследований HeadHunter с 3 по 18 февраля 2018 года среди 7656 российских работников.