06.08.2015 Осторожнее в соцсетях: за вами следит работодатель! Обзор исследования SuperJob

Чрезмерная активность в социальных сетях вредит рабочему процессу – так считают больше половины российских работодателей. По результатам опроса исследовательского центра SuperJob выяснилось, что многие компании устанавливают для сотрудников определенные нормы поведения, а некоторые просто закрывают доступ к ресурсам интернет-общения с рабочего компьютера.

В первой группе учитывались ответы менеджеров по персоналу и специалистов кадровых служб из всех регионов России (1000 респондентов). Опрос проводился с 21 по 30 июля 2015 г., с возможностью выбрать несколько вариантов ответа.

51% компаний всячески пресекают увлечение персонала социальными сетями. В основном с интернет-активностью в рабочее время борются техническими средствами: 29% работодателей блокируют доступ к аккаунтам в соцсетях со служебных ІР-адресов. Однако при теперешних возможностях все преграды можно запросто обойти: сотрудники заходят в интернет с телефонов или пользуются анонимайзером.

39% работодателей не устанавливают никаких поведенческих рамок для сотрудников, считая сетевое общение частью их личной жизни. В каждой четвёртой компании запрещают разглашать в соцсетях внутреннюю конфиденциальную информацию. Морально-этический облик сотрудника в интернет-пространстве блюдут 18% работодателей: категорически не приветствуются нецензурные слова и провокационные суждения, откровенные фотографии. 16% организаций заботятся о корпоративном имидже. Не допускаются негативные высказывания в адрес работодателя, посты и комментарии, очерняющие руководителей, коллег и клиентов, размещение недостоверных фактов о продуктах компании. 5% запрещают выкладывать какую-либо информацию о компании. Публиковать фото в униформе или с рабочих мест не разрешают 3% респондентов.

Способы воздействия на фанатов соцсетей различаются в зависимости от размеров бизнеса. Крупные корпорации с численностью персонала свыше 5000 человек блокируют доступ к сетевым аккаунтам (49%) и запрещают разглашать сведения, которые классифицируются как коммерческая или государственная тайна (32%). Компании малого бизнеса не особенно озадачиваются блокировкой доступа к соцсетям с рабочих ІР (15%) и гораздо лояльнее относятся к чистоте сетевого профиля сотрудников. 44% малых компаний (меньше 50 сотрудников) вообще не регламентируют действия персонала в соцсетях.

Вторая группа респондентов – экономически активные россияне старше 18 лет, зарегистрированные в соцсетях (1600 респондентов из всех округов РФ). Опрос проводился 21 и 22 июля 2015 г.

Параллельное анкетирование персонала показало, что сами сотрудники не испытывают особого дискомфорта из-за корпоративного контроля (93%). Респонденты утверждают, что их активность в социальных сетях никак не связана с трудовой деятельности или же соблюдают политес в сетевом общении.

Однако некоторым работникам все же приходится объясняться с руководством по поводу своих действий в социальной сети. За несдержанность чаще всего попадает мужчинам и молодым специалистам до 24 лет (по 4%).

В целом же по результатам исследования можно утверждать, что серьёзные претензии от работодателей довольно редки. За деятельность в соцсетях получили нагоняй от руководства лишь 2% респондентов.

В основном замечания были вызваны именно нарушениями корпоративных запретов. Из развернутых ответов участников опроса следует вывод: как правило, сотрудникам достаётся за необдуманные суждения. В одном случае причиной недовольства стал критический комментарий о непартнерском поведении человека, который оказался знакомым директора. В другом случае последовало увольнение за опубликованное фото с рабочего места с меткой «скучно на работе». Порой негативные высказывания о работодателе могут стоить дальнейшей карьеры: при увольнении молодая сотрудница поспешила оставить нелицеприятный отзыв о компании, не забрав личных документов. После этого едва не последовало увольнение по статье.

В редких случаях работодателя раздражает сам факт регистрации в социальной сети и любая сетевая активность сотрудника. Иногда руководство не одобряет интересов работника и тогда приходится удалять часть содержимого страницы.

Сами сотрудники неоднозначно воспринимают работодательский мониторинг аккаунтов в соцсетях. Некоторых возмущает вмешательство в личную жизнь либо требование указать никнеймы, кто-то предпочитает сохранять инкогнито и прятать профиль от всевидящего ока. Хотя, судя по комментариям респондентов, есть и те, кто приветствует запрет на доступ к интернет-общению в рабочее время или гордится отсутствием сетевой зависимости.

Полная версия отчета с развернутыми комментариями респондентов доступна на сайте исследовательского центра SuperJob.