07.02.2014 Итоги 2013 года в сфере социальной защиты и развитие в 2014

Что планируется реализовать в в сфере социальной защиты наступившем году?

В сфере социального обслуживания населения

В последних числах 2013 года был принят подготовленный Минтрудом закон об основах социального обслуживания граждан. Закон определяет организационные, экономические и правовые основы социального обслуживания в РФ. Закон направлен на формирование рынка социальных услуг и прописывает полномочия, права и обязанности подпадающих под его действие государственных органов, юридических лиц и граждан в этой сфере.

Для социального обслуживания граждан будут привлекаться коммерческие и некоммерческие организации, которым гарантирована поддержка со стороны государства.

Претендовать на бесплатное получения социальных услуг по новому закону могут граждане, чей доход не превышает полтора прожиточных минимума (ранее этот показатель составлял один прожиточный минимум). Это увеличит количество получателей бесплатной социальной помощи, в т.ч. среди таких категорий граждан как инвалиды, семьи, в которых есть ребенок-инвалид, граждане без определенного места жительства.

В законе подчеркнут индивидуальный подход к каждому гражданину, нуждающемуся в помощи, и необходимости разработки индивидуальной программы социальной помощи.

В ближайшее время планируется создать централизованную систему учета поставщиков и получателей социальных услуг, сформировать единые минимальные стандарты социальной помощи и примерный перечень социальных услуг, которые будут утверждаться Правительством РФ.

Введение социального контракта 

В 2013 году в практику была внедрена технология социального контракта. Ее суть – в заключении региональными органами исполнительной власти соглашений с малоимущими семьями, которые стремятся предпринять активные меры по преодолению бедности. В рамках заключенных договоров таким семьям оказывается содействие в профессиональном обучении, трудоустройстве, развитии личного подсобного хозяйства и других форм предпринимательства.

Основная форма оказания государственной социальной помощи – предоставление единовременной материальной помощи для развития подсобного хозяйства или занятия индивидуальной трудовой деятельностью. В 2013 году в различных регионах РФ было заключено около 17 тыс. социальных контрактов. Средний размер предоставляемой семье помощи составил от 30 до 50 тыс. рублей.

Социальная поддержка граждан, имеющих звание «Герой Труда России»

Изменения законодательства, утвержденные федеральным законом от 28.12.2013 г. № 397-ФЗ, приравняли в социальных правах и льготах граждан, имеющих звание Героя Труда России к гражданам, награжденным званием «Герой Социалистического Труда Российской Федерации». Для этой категории граждан предусмотрена выплата дополнительного материального обеспечения в размере 415%  социальной пенсии, что на сегодняшний день составляет 15,3 тыс. рублей. Кроме того, они имеют право на получение ежемесячной выплаты в размере 35,2 тыс. рублей, что в совокупности составляет 50,5 тысяч рублей в месяц.

Конкурс организаторов специальных образовательных программ для отдельных категорий граждан 

В 2013 году Минтруд совместно с Пенсионным фондом и Союзом пенсионеров организовал конкурс для выявления лучших организаторов образовательных программ для пожилых граждан, учителей и учеников «Доступный интернет».

Свои заявки для участия в конкурсе направили 173 претендента. Итоги будут подведены в самое ближайшее время. Среди номинаций конкурса: «Лучший учитель компьютерной грамотности», «Компьютер на связи поколений», «Лучший электронный ученик», «Лучший организатор образовательной программы для граждан пожилого возраста» и др.

Поддержка многодетных семей

С 1 января 2013 года в 65 регионах Российской Федерации начата выплата семьям ежемесячной помощи на третьего и последующих детей в размере регионального прожиточного минимума ребенка. В среднем по России эта сумма составила около 7 тыс. рублей. 

Регионам с наиболее неблагоприятной демографической ситуацией, в которых суммарный коэффициент рождаемости оказался ниже, чем в среднем по стране (таких в России 50), на цели стимулирования рождаемости из федерального бюджета было направлено субсидий на общую сумму 3 млрд. рублей. В 2014 году планируется увеличить размер средств, выделяемых на эти цели, до 10,1 млрд. рублей, а в 2015 – 2016 гг. – до 15,8 млрд. ежегодно.

По данным регионов, за 11 месяцев 2013 года денежная выплата на третьего и последующих детей была назначена более чем 75 тысячам детей, или почти 67% родившихся. Общее количество третьих и последующих детей, родившихся в 2013 году, составило более 112 тысяч.

Индексация пособий семьям, воспитывающим детей

В 2014 году предусмотрена индексация всех видов пособий, выплачиваемых семьям, воспитывающим детей, включая единовременные и ежемесячные выплаты. Размер всех этих выплат с 1 января нынешнего года будет проиндексирован на 5% в соответствии с уровнем инфляции. Это позволит увеличить размер единовременного пособия, выплачиваемого при рождении ребенка, до 13,7 тыс. рублей. Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет, выплачиваемого гражданам, не подлежащим обязательному соцстрахованию, составит 2,6 тыс. рублей на первого ребенка и 5,6 тыс. рублей – на каждого последующего.

С 1 января 2014 года также увеличились пособия, выплачиваемые в рамках программ социального страхования. Максимальная сумма пособия по беременности и родам работающим женщинам составит 100% среднего заработка, но не более 44,9 тысяч рублей. Пособие будет выплачиваться суммарно за 140 дней (70 дней до и 70 после рождения ребенка).       Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет будет выплачиваться в размере 40% среднего заработка, в максимальной сумме до 18 тыс. рублей.

Размер материнского капитала с учетом индексации с 1 января 2014 года составляет 429,4 тыс. рублей.

Защита материнского капитала от мошенничества

В июне 2013 года был принят федеральный закон о внесении изменений в статьи закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», призванный исключить случаи мошенничества с материнским капиталом. Для этого установлен ограниченный перечень организаций, для расчетов с которыми могут направляться средства материнского капитала. В этот перечень вошли кредитные и микрофинансовые организации, а также кредитные потребительские кооперативы. Деятельность этих организаций взята под особый государственный контроль, а в отношении кредитных потребительских кооперативов установлен двойной контроль.

Законом также предусмотрена возможность направления материального капитала на погашения займов, выданных иными организациями, если исполнение обязательств по этим займам обеспечивалось ипотекой.