13.07.2017 Система дистанционного обучения: опыт и ожидания

Система Дистанционного Обучения (СДО) стала неотъемлемой частью профессионального развития сотрудников: большинство компаний уже наработали достаточный пользовательский опыт. В целом пользователей устраивает качество продукта: две трети из них ни разу не меняли изначально установленную систему. Однако многие жалуются на слабый функционал, неэффективную техподдержку, и хотели бы расширить возможности действующей СДО

*Опрос был инициирован и проведен компаниями-партнерами, развивающими e-learning, в том числе при участии: СООБЩЕСТВА E-LEARNING PRO, TRAININGS.RU, ACADEMIA BEST IN E-LEARNING.

Как показало исследование «Система дистанционного обучения: опыт использования», основная часть компаний уже наработала достаточный опыт в дистанционном обучении. При этом две трети респондентов на протяжении всего времени пользуются единственной, изначально установленной СДО.

42% участников опроса* пользуются СДО больше 5 лет, 22% – от 3 до 5 лет, 21% – от 1 до 3 лет и 15% только начали развивать эту практику.

e-learn2017

Это может означать, что выбранная СДО соответствует бизнес процессам компании, либо дистанционное обучение внедрено совсем недавно. Однако необходимо учитывать, что у пользователей не было возможности сравнить разные e-learning системы и оценить их преимущества и недостатки. 

Чаще всего причина не в «привычке»: одним из барьеров для замены СДО может быть то, что внедрение нового технологического решения – это всегда глобальный, долгосрочный, ресурсоемкий проект, затрагивающий многие стороны жизни компании.

Среди тех немногих, кто прежде работал с другой СДО, почти половина поменяли e-learning продукт в течение трех лет, а 22% сделали это в первый же год использования. 

e-learn2017

Чем обоснована замена СДО

Как показало исследование, чаще всего пользователей не устраивает слабый функционал (60%).  

e-learn2017

Эксперты рекомендуют: 

  • чтобы избежать такой ситуации, необходимо ориентироваться не только на базовые текущие задачи, но и прогнозирование будущих: то  есть, принимать «решения на вырост».
  • надо убедиться, что на этапе выбора СДО в принятии решения участвуют все ключевые сотрудники — представители всех департаментов, которые будут в дальнейшем использовать или поддерживать СДО.
  • использовать модульный вариант, который позволяет расширить функционал в случае потребности

Кроме того, СДО меняют из-за неудобного интерфейса (30%), а также потому, что ранее приобретенный программный продукт просто перестал существовать или не выдерживает нагрузки. Что интересно, гораздо реже замена СДО обоснована экономией (18%), и еще реже – неудовлетворительным качеством поддержки (14%).

Сколько времени тратят компании на выбор СДО

Перед выбором и внедрением СДО чрезвычайно важна тщательная подготовка, подчеркивают специалисты e-learning.  При этом среди всех участников опроса оказалось чуть больше трети тех, кто уделяет достаточно времени изучению рынка и предложений (38%). У 35% компаний на предварительный анализ уходит от 1 до 3 месяцев, а у 27% - не больше месяца.

e-learn2017

Эксперты рекомендуют:

Планируя сроки внедрения СДО, нужно учитывать, что выбор может занять больше трех месяцев и состоит из нескольких этапов:

  • сбор потребностей
  • анализ рынка
  • тестирование демо версий
  • принятие решения

И это не считая времени, которое придется потратить на тендерные процедуры, согласование документов и организационные моменты.

Сколько человек задействуют компании при внедрении СДО

Как правило, внедрением e-learning системы занимаются максимум  трое сотрудников. Безусловно, ресурс обусловлен размерами компании и спецификой ее деятельности. И все же результат зависит не от количества участников команды, а от их компетенций.

e-learn2017

Эксперты рекомендуют:

  • Компании-заказчику важно учитывать, что при внедрении СДО необходимо задействовать представителей IT службы, службы безопасности, отдела маркетинга.

После внедрения СДО необходима внутренняя техническая поддержка и сопровождение с точки зрения содержательного наполнения и актуализации. Как правило, в компании этим занимаются 2-4 специалиста.

e-learn2017

Что определяет выбор СДО

Чаще всего (47%) компании оценивают 2-3 основных провайдеров СДО, 27% – от 4 до 5. Но есть и особо требовательные заказчики: 3% рассматривают  предложения от 6-7 потенциальных поставщиков, а 4% – от 8 и больше. 

e-learn2017

Два главных критерия, которыми руководствуются компании при выборе e-learning продукта, – функционал (72%) и стоимость (64%). А вот «раскрученность» продукта значит гораздо меньше (36%). Однако немногие учитывают мнения коллег (27%) и качество поддержки (26%), и лишь 19% изучают репутацию разработчика. Наименьшее значение имеет красивый сайт и привлекательная подача коммерческого предложения (всего 5%).

e-learn2017

Эксперты рекомендуют:

  • Уделять больше внимания качеству работы техподдержки и репутации поставщика на рынке.

Какие СДО наиболее востребованы компаниями-заказчиками

Несмотря на огромную популярность облачных систем, абсолютное большинство респондентов все же предпочли СДО, которая устанавливается на внутренних серверах. «Облакам» не доверяют из-за ограничений системы безопасности. 

e-learn2017

67% компаний пользуются e-learning системой без ограничений по количеству пользователей – это и есть те, кто выбрал программный продукт с возможностью размещения внутри организации, 

e-learn2017

В 40% действующих СДО от 1000 до 10 000 пользователей. Как отмечают авторы исследования,  СДО наиболее востребованы компаниями с большим штатом, где филиалы географически удалены, а скорость изменений определят высокие стандарты обучения.

Что показательно, практически все компании (91%) укладываются в бюджет при работе с СДО и не тратят на содержание системы больше, чем предполагали.

Какие задачи решают пользователи СДО 

СДО охватывает полный цикл электронного обучения: от рассылки уведомлений до анализа обучения и формирования отчетов.

  • 92% База электронных курсов
  • 86% Тестирование
  • 85% Назначение курсов, контроль и завершение курсов, анализ обучения
  • 69% Составление отчетов об обучении
  • 60% Рассылка уведомлений и напоминаний
  • 59% Выстраивание модульных учебных программ
  • 57% Управление обучением
  • 53% Организация смешанного обучения
  • 48% Контроль за учебным процессом со стороны руководителей
  • 44% Форумы, чаты, блоги
  • 35% Организация вебинаров
  • 29% Функции для эксперта / преподавателя
  • 25% Сбор потребностей в обучении
  • 23% Мобильное обучение
  • 14% Социальные активности
  • 12% Геймификация учебного процесса

Хотя темы геймификации учебного процесса, социальной активности и мобильного обучения очень популярны, они занимают последние позиции в списке, – именно этих функций больше всего не хватает пользователям. И то, что в настоящий момент они задействованы недостаточно, может быть связано с тем, что запуск каждой из этих функций требует дополнительной подготовки.

  • исследования
  • пересмотра бизнес процессов
  • создания пошаговой инструкции внедрения
  • закупки отдельных модулей

Насколько компании довольны сотрудничеством с поставщиками СДО

Какие проблемы чаще всего возникают у пользователей СДО

e-learn2017

 

Большинство респондентов (76%)  регулярно обращаются в службу технической поддержки поставщика. Но все же  24% ответили «Нет» – и это может означать как то, что система работает хорошо, так и то, что пользователи потеряли надежду на помощь. 

e-learn2017

Почти половина пользователей отмечают эффективность внешней техподдержки. Однако 42% не всегда могут рассчитывать на решение своих вопросов, а 10% вообще недовольны качеством сервиса.

Вендорам следует обратить на это внимание, – подчеркивают авторы исследования. Такой процент тех, кто не всегда может решить свою проблему — серьезное основание для того, чтобы проанализировать и усовершенствовать качество услуги.

Тем не менее, сложности и необходимость обращаться в службу технической поддержки мало влияют на уровень удовлетворенности пользователей: 80% из них довольны текущей СДО.

Вместе с тем, 20% выражают негативное отношение – эти компании потенциально готовы сменить СДО или уже рассматривают варианты перехода.

e-learn2017

Основные выводы по результатам опроса

Выбор СДО – решение, которое будет оказывать ключевое влияние на бизнес в течение нескольких лет.

! Нужно ориентироваться не только на текущие задачи, но, прежде всего, опираться на долгосрочные планы развития компании.

Инструментов геймификации, мобильного обучения, вебинаров и социальных активностей больше всего не хватает пользователям СДО.

! Эти функции – наиболее яркие маркеры ближайшего развития рынка.

Чем более сложный функционал мы предполагаем для нашей СДО, тем более внимательно мы должны при выборе подходить к оценке службы поддержки и интеграторов, которые «разворачивают СДО у заказчика.

! Нужно понимать, что если мы выбираем многофункциональную СДО, с большой долей вероятности, нам придется учиться самим и учить пользователей работать в новой, сложной системе.

! Если мы не получим необходимую техническую поддержку, не обеспечим интеграцию СДО в существующие HR И IT системы, мы не сможем реализовать тот функционал системы, на который рассчитывали при ее выборе.

Презентация исследования доступна по ссылке