29.07.2015 Обзор количественного исследования "Рынок подбора и предоставления персонала 2014 г."

Для HR-провайдеров 2014 год стал периодом серьезных испытаний на прочность. Результатом потрясений стали усовершенствованные технологии, автоматизированные решения, новые методы поиска, подбора и оценки персонала. В течение года кардинально изменилась структура рынка, увеличился разрыв между крупными и мелкими игроками.

Инициаторами исследования являются крупнейшие рекрутинговые компании Москвы: Adecco, Antal Russia, Cornerstone, Kelly Services, АНКОР, Manpower, Ventra Employment, «Агентство Контакт», Бигл, ИМПЕРИЯ КАДРОВ, МАТМ, ЮНИТИ, а также отраслевые объединения: Ассоциация частных агентств занятости (АЧАЗ) и НП Эксперты рынка труда (ЭРТ). 

Исследовательская группа Magram подготовила сравнительные аналитические данные о динамике развития отечественного рынка рекрутмента в 2013 и 2014 годах. В электронном анкетировании и телефонных опросах приняли участие 168 компаний.

В результате обновления базы российских рекрутинговых агентств, выяснилось, что в 2014 году на рынок вышли новые игроки. В то же время, некоторые иностранные компании прекратили деятельность в России с наступлением кризиса.

Годовой оборот компаний, занятых подбором постоянного персонала, составил 12,837 млрд. рублей, что на 13% меньше результата 2013 года. Общерыночный показатель лидеров сократился на 10%, тогда как компании второго эшелона потеряли 40% своего оборота. Мелкие игроки, напротив, получили прирост в 61%, что объясняется перераспределением долей. В 2014 году многие средние компании утратили позиции на рынке, и перешли в разряд малых, а количество крупных компаний фактически осталось прежним.

В 2014 году стало гораздо меньше специалистов, занятых в сфере подбора персонала: 15 170 человек против 19 997 человек в 2013 году (на 24%). Число сотрудников крупных агентств уменьшилось незначительно (на 6%), тогда как средние и мелкие компании довольно существенно сократили штат (на 16% и 10% соответственно). В целом отмечено сокращение численности сотрудников фронт-офисов (на 24%).

В 2014 году стало больше клиентских заказов по вакансиям (+11% против 2013 года). При этом у малых компаний объём вакансий в работе вырос на 10% и составил 50% от общерыночного оборота. По результатам 2014 года российские рекрутёры закрыли меньше вакансий (-17%). Эксперты поясняют такую тенденцию замещением вакантных должностей за счет внутреннего резерва, либо отменой заказов. Однако количество вакансий, закрытых малыми компаниями, значительно возросло: 65% против 43% за 2013 год.

Среднерыночная стоимость закрытой вакансии несколько снизилась, хотя у лидеров она значительно возросла (на 30%), а в средних – в рамках инфляции. По мнению экспертов, это связано с тем, что самые сложные и дорогие проекты получают крупные хедхантинговые компании и агентства, занятые прямым поиском редких специалистов и подбором топ-менеджмента.

В 2014 году рекрутинговые компании чаще всего сотрудничали с представителями пяти отраслей. Однако по сравнению с 2013 годом объемы перераспределились: первое место заняло промышленное производство (21% к 16%), сфера товаров народного потребления переместилась на вторую позицию (18% к 20%). На третьем месте розничные сети (13% к 12%), на четвертом строительство и недвижимость (12% и 12%), на пятом – IT/ Телеком (10% и 10%).

Второй раздел исследования посвящен оценке рынка подбора временного персонала. В 2014 году общий оборот увеличился на 11% и составил 29,315 млрд. рублей. Причем в этой нише по-прежнему преобладают крупные компании, в разрезе которых отмечается рост на 16%. Средние и мелкие игроки ушли в существенный минус.

Услуга поиска и подбора временного персонала составляет 70% от общего оборота по всем услугам, хотя предоставляют ее 218 компаний.

На основании данных опроса аналитиками выявлены следующие тенденции.

На рынке найма постоянного персонала:

  • Крупные игроки незначительно потеряли в оборотах, но при этом сохранили стабильное положение на рынке.
  • Многие средние компании утратили свои позиции.
  • Обороты мелких компаний выросли в результате перехода в данную. категорию средних компаний.
  • Объем вакансий, полученных кадровыми агентствами, существенно увеличился, но при этом уменьшился объем закрытых вакансий.
  • Топ-3 самых востребованных услуг в 2014г: «Recruitment», «Executive Search», «Mass recruitment». При этом доля услуги «Recruitment» в общем обороте сократилась.

На рынке найма временного персонала

  • Количество кадровых агентств, занятых подбором временных сотрудников фактически осталось прежним. Эту услугу предоставляют большинство крупных компаний, но основная доля рынка принадлежит 5 из них.
  • Общие обороты в этом сегменте в 2014 году выросли исключительно благодаря крупным рекрутёрам, которые продолжают наращивать объемы заказов. Средние и мелкие агентства постепенно отходят от этого вида услуг.
  • В целом по рынку труда отмечается рост временной занятости. Увеличивается количество рабочих часов и средний период, отработанный временным сотрудником.

Как отмечается в комментариях к исследованию, рынок рекрутмента первым реагирует на все экономические колебания. Изучив структуру заказов на подбор персонала, можно чётко проследить, что в растущих отраслях наблюдается высокая потребность в притоке специалистов, тогда как сокращение объема заявок свидетельствует о спаде в конкретной отрасли.

Работодателям, вынужденным балансировать между сокращением расходов на персонал и конкурентоспособностью, приходится нелегко. Тем не менее, дальновидные компании приходят к пониманию истинной ценности человеческого капитала. Поэтому они готовы обращаться в кадровые агентства, чтобы найти талантливых специалистов. Эксперты воздерживаются от прогнозов о стремительном росте рынка профессионального внешнего рекрутмента, однако предполагают, что нынешний год станет переломным для НR-cферы.