03.04.2015 Какие реформы в ближайшем будущем ждут пенсионную систему?

Пенсионный фонд озвучил нововведения, которые ждут российскую пенсионную систему в обозримом будущем. О реформировании пенсионной системы разговоры идут давно, но экономический кризис заставил форсировать этот процесс и внести в планы законодателей новых инициатив.

Среди наиболее значимых моментов следует отметить:

  • Отсутствие в апреле 2015 доиндексации страховых пенсий. Они были проиндексированы с 1 февраля на основе данных о фактической инфляции за 2014 год.

Для дополнительной индексации по закону требуется превышение роста доходов Пенсионного фонда над уровнем инфляции. В 2014 году бюджет ПФР рассчитывался исходя из предполагаемой годовой инфляции в 7,5%. Из-за прошедшей девальвации национальной валюты фактическая инфляция в прошлом году составила 11,5% и превысила рост доходов ПФР. На эту величину пенсии были проиндексированы с 1 февраля. Для дополнительной индексации должен быть обеспечен рост доходов фонда, достичь которого можно только при условии роста заработных плат и соответственно – взносов в ПФР. В том случае, если в 2015 году темпы роста заработной платы превысят уровень инфляции, страховые пенсии в 2016 году будут увеличены дважды;

  • Увеличение стажа для назначения пенсии за выслугу лет отдельным категориям граждан (врачам, учителям).

По мнению ПФР, в советские времена досрочное назначение пенсий данным категориям граждан было своеобразной компенсацией невысоких зарплат и стимулом для привлечения работников в сферу образования и здравоохранения. Рыночная экономика, как и система пенсионного страхования не может сделать подобные меры эффективными. Во-первых, это несправедливо по отношению к другим гражданам, по сути финансирующим досрочный выход на пенсию других категорий работающих. Во-вторых, даже в сложных экономических условиях государство продолжает повышать заработную плату работников бюджетной сфере, поэтому с учетом роста доходов врачей и учителей дополнительный стимул в виде права на досрочную пенсию становится неактуальным. При этом реализация этих мер рассчитана на долгосрочную перспективу – переход работников здравоохранения и образования на общую систему назначения пенсий по возрасту займет 25-30 лет;

  • Стратегией долгосрочного развития пенсионной системы предусмотрено ограничение  пенсионных выплат работающим пенсионерам.

По мнению ПФР, страховая пенсия является формой компенсации гражданину части утраченного заработка в тот период, когда он уже не может осуществлять трудовую деятельность, а если пенсионер продолжает работать, то, соответственно, свой заработок он не утрачивает. Учитывая высокую дифференциацию заработных плат в стране, Минтруд предложил ограничить выплату страховой части пенсий тем гражданам, чей доход составляет более 83 рублей в месяц. Исходя из этой цифры, по подсчетам ведомства, данная норма, если будет введена, затронет не более 220 тысяч человек;

  • Поддержка ПФР предложения Минфина о введении в формулу расчета пенсий бонуса за отложение выхода на пенсию.

Например, если человек решит не оформлять пенсию и продолжит работать в течение трех лет после достижения пенсионного возраста, пенсия вырастет на 20%, если в течение пяти лет – еще больше;

  • Мягкое повышение общеустановленного пенсионного возраста.

Необходимость его повышения вызвана как увеличением продолжительности жизни и соответственно – увеличением периода выплаты пенсий (у женщин это 25,3 лет, у мужчин – 21,5 лет). Кроме того, эффект от поднятия пенсионного возраста лежит не только в экономической плоскости и сокращении расходов ПФР, а рассматривается с точки зрения справедливого распределения страховых взносов между поколениями;

  • Постоянная работа над увеличением собираемости страховых взносов в ПФР.

В 2014 году размер собранных взносов вырос на 6,7%, а задолженность работодателей перед фондом составила всего 1,2%. Вместе с тем, анализ персональных данных за 2014 год показал, что за 20 миллионов человек трудоспособного населения страховые взносы не уплачиваются. В 2015 году территориальные органы ПФР и ФОМСа буду вести в регионах работу по выяснению причин неуплаты страховых взносов в отношении данных лиц.