15.10.2014 Половина российских работодателей блокируют своим сотрудникам доступ к социальным сетям

Такие цифры привел по результатам проведенного социологического опроса исследовательский центр портала Superjob.ru. Среди основных «жертв» запрета – «ВКонтакте», «Одноклассники» и Facebook. Того мнения, что на рабочем месте доступ к этим порталам не нужен, считают в каждой второй компании в России.

Опрос проводился 15-19 августа 2014 года среди 1500 менеджеров по персоналу и иных представителей кадровых служб российских компаний и организаций. Исследованием было охвачено 129 населенных пунктов в различных регионах России.

Среди тех 50% работодателей, у которых был заблокирован доступ к социальным сетям, у 7% такой запрет был оформлен внутренним локальным нормативным актом, в 12% такой запрет существовал в устной форме. У 30% компаний сотрудникам было просто запрещено посещать в рабочее время порталы социальных сетей, 4% затруднились пояснить, каким образом оформлен такой запрет.

По результатам опроса можно было проследить и такую тенденцию как ужесточение запрета на доступ к социальным сетям в зависимости от размера компании. Чем она крупнее, тем более жесткие требования предъявляются к работникам в отношении «зависания» в социальных сетях. Так, по данным исследования, процент компаний, в которых существует запрет на пользование социальными сетями, распределился следующим образом:

  • в компаниях с численностью свыше 5000 человек – 68%;
  • в компаниях с 1000-5000 работников – 59%;
  • в фирмах численностью до 50 человек – всего 31%.

Кроме того, в небольших частных фирмах принято устно давать распоряжение о запрете посещения социальных сетей. В компаниях численностью до 50 человек таких оказалось 18%, в то время как в крупных корпорациях на то, что «слово шефа – закон», рассчитывают всего в 5% случаев.

Что касается отношения работодателей к запрету на пользование социальными сетями на работе, почти половина небольших фирм и организаций (45%) не считаю нужным чинить в этом направлении каких-то препятствий своим сотрудникам. В компаниях с численностью от 500 до 1000 человек таких оказалось почти в 2 раза меньше -  23%, а в самых крупных компаниях – всего 19%.

Но даже при наличии строгих запретов во многих компаниях доступ к социальным сетям открыт тем сотрудникам и службам, которые используют эти площадки для решения рабочих вопросов. Чаще всего это сотрудники кадровых служб, пиарщики и т.п. Другим сотрудникам доступ может быть разрешен в обеденный перерыв или после работы. 

Из опрошенных компаний в 65% случаев запрет носит тотальный характер, т.е. доступ к соцсетям закрывают всем сотрудникам. Еще 35% работодателей более гибко подходят к этому вопросу и разрешают посещать соцсети определенным категориям сотрудников.

Среди тех работодателей, которые выступают против посещения сотрудниками социальных сетей в рабочее время, главным аргументом является необходимость заниматься на рабочем месте только работой, а нее отвлекаться на посторонние действия. Те, кто придерживаются более либеральной позиции, аргументируют ее тем, что «у нас в компании столько работы, что никто в социальные сети и так не заглядывает, потому что не до этого». Еще одним действенным инструментом, препятствующим увлечению сотрудниками серфингом по соцсетям на рабочем месте является организация офиса в стиле «опенспейс». Когда каждый сотрудник на виду у коллег, а в любой момент к рабочему месту может подойти руководство, не многие решатся тратить рабочее время на развлечения.