22.11.2017 Каждый третий работник избегает споров с начальством из-за страха увольнения

Треть опрошенных работников считают, что с руководством лучше не спорить, поскольку это риск потерять работу. У тех, кто старается избегать конфликтов, есть весомые причины: кредитные обязательства, страх утратить единственный источник дохода, а также уверенность что начальство больше ценит "послушных" работников.

Как показал анонимный опрос*, проведенный аналитическим центром «АльфаСтрахование», 33% сотрудников крупных российских компаний стараются избегать любой конфронтации с работодателем и скорее согласятся терпеть несправедливость, чем станут спорить с руководством, что объясняется страхом потерять работу.

Больше половины респондентов (56%), не готовых доказывать свою правоту – это те, кто выплачивает кредиты, 23% – родители несовершеннолетних детей, вынужденные сдерживаться, чтобы не утратить источник регулярного дохода.  9% – сотрудники предпенсионного возраста, которые боятся, что их больше никто не возьмет на работу, а 7% – молодые специалисты, которые только нашли рабочее место, и не хотят его терять. Остальные 5% – пессимисты, убежденные, что в любой другой компании все будет «точно так же».

Между тем, отмечают аналитики, другой опрос «АльфаСтрахования», выявил, что 26% сотрудников как раз готовы вступить в полемику с работодателем, и если придется – пойдут в суд за защитой своих интересов. Впрочем, 41% ушли от однозначного ответа и выбрали нейтральную позицию «все будет зависеть от ситуации».

Еще одно исследование**, проведенное под руководством профессора НИУ ВШЭ Азера Эфендиева, показало, что место сотрудника в компании и перспективы карьерного роста определяют отнюдь не профессионализм и трудовые достижения. По мнению половины опрошенных, все зависит от послушания, верности и выражения личной симпатии к руководителю. Именно поэтому 2 из 5 сотрудников терпеливо сносят унижения и несправедливость и молчат, даже если начальник нарушает их права, пользуясь служебным положением.

Июньский опрос службы исследований HeadHunter тоже показал, что большинство сотрудников не решаются выразить начальнику свои претензии. Хотя если предоставить людям возможность высказаться анонимно, выясняется, что работников не устраивает очень многое: 40% жалуются на неэффективное распределение обязанностей, каждый третий негодует из-за нежелания руководства повышать зарплату, почти стольких же возмущает неумелый тайм-менеджмент и постоянные авралы.

Конфликтами необходимо управлять

Даже те, кто ведет себя тише воды ниже травы с начальством, все равно создают токсичную атмосферу в коллективе и риски для компании. Рано или поздно люди начнут выражать недовольство среди своих и «выносить сор из избы»:

Юрий Усович, партнер юридической компании «Митрофанова и партнеры»:

«Работников – «любителей» конфликтов не так уж много, и чаще всего обиженная сторона обращается за защитой в суд вынужденно, когда ситуация не разрешается внутри компании или когда работник боится конфликтовать с работодателем лицом к лицу. 

Нематериальные и невидимые ущербы в разы выше, чем видимые бонусы, которые работник получит по решению суда. Почему?

  • Во-первых, работник при анализе ситуации и поиске доказательств своей  правоты обсуждает конфликтные вопросы на рабочем месте с коллегами. Это «ломает» дисциплину иногда целых подразделений, и конфликты растут как «грибы после дождя»: снижается производительность труда, начинается отток работников. При этом осознанно или нет работник «вербует» сторонников – в трудовом коллективе у него появляются единомышленники.
  • Во-вторых, публичной площадкой для выражения обиды становится интернет. Здесь появляются негативные оценки руководителя и компании, в которой есть конфликтующие стороны.

Выстроенная внутри компании система мероприятий для предотвращения или перехвата конфликта относится к категории «управленческое регулирование». Одна из технологий такой системы – медиативная оговорка, внесенная в договор при приеме сотрудника на работу.» (подробнее в  статье автора)

Егор Сафрыгин, директор департамента маркетинга «Медицина» Группы «АльфаСтрахование»

«Некоторые люди опасаются вступать в полемику с работодателем, чтобы не остаться без работы, но надо понимать, что просто так - без повода, по сокращению штатов, - никого уволить нельзя. Чтобы обезопасить себя, можно вступить в профсоюз и уведомить об этом работодателя, соблюдать дисциплину компании, а также попросить внести все отметки о поощрениях и премиях в трудовую книжку. Часто для улаживания споров достаточно правильно изложенной претензии в письменном виде, главное – придерживаться закона.

NB: Важно помнить, что суды при разрешении трудовых споров чаще всего становятся на сторону сотрудника.

 

* В опросе проекта «HR Lab. – Лаборатория HR Инноваций», проведенного для Аналитического центра «АльфаСтрахование» участвовали сотрудники 100 российских копманий с годовым оборотом от 100 млн. руб.

** В опросе НИУ ВШЭ участвовали 2,6 тыс. работников низшего и среднего звена 80 компаний из 15 отраслей российской экономики и 9 регионов России