12.07.2016 Как соотносятся производительность и оплата труда в российских компаниях

В большинстве компаний производительность работников выше оплаты их труда, причем продуктивнее всех рядовые специалисты. Показатели производительности снижаются из-за недостаточной мотивации персонала, однако чаще всего руководство пытается решить проблемы с помощью негативных стимулов — выяснила служба исследований HeadHunter.

Больше половины опрошенных менеджеров (54%) утверждают, что производительность труда в их компаниях превышает оплату.  Около трети респондентов (32%) указали, что производительность соответствует оплате, 14% заявили, что производительность ниже оплаты.

prod1

Руководителей, которые отметили, что производительность работников выше оплаты их труда, больше всего в автомобильном бизнесе (75%).  Среди представителей сферы строительства и недвижимости  52% указали на полное соответствие показателей. Четверть компаний в IT-сфере признают, что оплата выше производительности труда.

prod2

В основном соответствие между производительностью и оплатой труда отмечается у обслуживающего персонала (49%). Производительность труда рядовых специалистов, как правило, выше оплаты (51%). Вместе с тем, чем выше уровень иерархии, тем чаще оплата превышает производительность: почти половина респондентов (48%) утверждают, что показатели топ-менеджеров соотносятся именно так. Однако директора компаний выпадают из логического ряда: их производительность труда в основном соответствует оплате (49%).

prod3

Руководителей, которые указали, что в их компаниях производительность труда ниже оплаты, попросили объяснить причины данной проблемы. Абсолютное большинство (76%) считают, что сотрудники недостаточно мотивированы. Вторая причина — некомпетентность менеджмента (67%). Еще 57% опрошенных управленцев заявили, что производительность падает из-за обыкновенной лени сотрудников.

prod4

Участников опроса попросили рассказать, какие методы повышения производительности труда используются в их компаниях. Как оказалось, работодатели чаще всего (30%) прибегают к политике кнута: угрожают увольнением, штрафуют, кричат на сотрудников. Почти столько же компаний (29,6%) ничего не делают в этом направлении. Всего 13% указали, что у них приняты нематериальные способы мотивации: продуктивным сотрудникам выражают благодарность, проводят тимбиддинги и прочие корпоративные мероприятия. Только 11% поощряют персонал материально:  выплачивают премии и бонусы за хорошую работу. Еще 10% сообщили, что компания повышает производительность труда благодаря автоматизации некоторых бизнес-процессов.

prod5

Опрос проводился 15–22 июня 2016 года. В исследовании участвовали 1 867 управленцев российских компаний, имеющих прямых подчиненных.