24.11.2014 Проигрыш по-английски: как проигрываю российские компании

Плохое знание английского языка ТОП-менеджентом и рядовыми сотрудниками – одна из причин низкой конкурентоспособности российских компаний на мировом рынке. К такому выводу пришли эксперты компании Education First в ходе исследования «Индекс EPI 2014». Исследование проводилось в 2013 году в 63 странах мира.

Согласно полученным данным, максимальный уровень знаний английского языка, оцениваемый в баллах, получили компании Дании, набравшие 72,58 баллов. В список лидеров также вошли Голландия (с показателем 71,47 баллов) и скандинавские страны - Швеция (71,31 балл), Норвегия (71,09 баллов) и Финляндия (68,01 балла).

Россия оказалась в группе стран с низким уровнем знаний английского языка вместе с ее партнерами – членами БРИКС Бразилией и Китаем. В эту же группу попала и Мексика. Уровень знаний английского язык российскими компаниями был оценен в 48,59 баллов. Несмотря на то, что с момента проведения прошлого исследования 7 лет назад Россия улучшила свои позиции на пять пунктов, а английский язык, как подчеркивают авторы исследования, стал важным элементом в российской экономике, до настоящего времени рынок обучения английскому языку продолжает отставать от аналогичных рынков даже в перечисленных странах БРИКС. В России он носит ярко выраженный региональный характер  и в основном сконцентрирован в Москве и Санкт-Петербурге. Степень же владения английским языком в России мало зависит от служебного положения – руководители и рядовые сотрудники российских компаний знают его примерно на одном уровне, и этот уровень не позволяет им свободно общаться с иностранными партнерами и коллегами. Это становится серьезным препятствием на пути ведения успешного бизнеса и делает российские компании менее конкурентоспособными в масштабах глобального рынка, подчеркивают исследователи. Хуже всего ситуация в российских промышленных компаниях и банках. Уровень их знаний английского языка оценивается в 45 и 52 балла соответственно. Немного лучше дело обстоит в таких отраслях как консалтинг, информационные технологии, фармацевтика. Зависит уровень знаний языка и от масштабов бизнеса. Так, в крупных компаниях знания английского языка существенно выше, чем в малом и среднем бизнесе. Интересно, что на этом фоне россияне в целом лучше владеют английским языком, чем сотрудники компаний. Это свидетельствует о том что люди готовы использовать и используют свое личное время на то, чтобы улучшить свои языковые навыки.

По мнению генерального директор EF Corporate Solutions в России и СНГ Эдуарда Балдакова, невысокий уровень знаний английского языка в России определяется историческими предпосылками, которые не предполагали интереса к сотрудничеству с англоязычными государствами. Имеет значение и тот факт, что основная часть российского бизнеса (за исключением его сырьевого сегмента), ориентирована не на внешний, а на внутренний рынок. Тем не менее, если Россия хочет успешно интегрироваться в мировую экономику, ей необходимо повышать уровень владения английским языком в различных сферах жизни.