28.12.2016 Прогнозы на 2017 год: новые вызовы цифрового мира

Консалтинговая компания Bersin by Deloitte представила ежегодный аналитический прогноз «Predictions for 2017. Everything Is Becoming Digital». Какие задачи ставит перед компаниями современный цифровой мир, как будет развиваться отрасль HR и управления талантами, и какие глобальные вызовы предстоит принять в следующем году? Сегодня мы публикуем первый из 11 ключевых прогнозов на 2017 год.

«Подводя итоги уходящего года и оценивая грядущие перспективы, я не перестаю поражаться: сколько изменений произошло за такой короткий срок! — пишет автор прогноза Джош Берсин (основатель и руководитель Bersin by Deloitte). —  Работая над этим докладом, я пришел к выводу, что все тренды объединяет один общий признак: так или иначе они связаны с цифровыми технологиями».

Едва ли сегодня надо объяснять, как глубоко технологии проникли в нашу жизнь. Мы постоянно на связи: отправляем и получаем сообщения 24 часа в сутки, смотрим новости, ролики, подкасты и живые трансляции с любого устройства — в кафе, в очереди и даже в самолете. Основной формой интернет-контента становится видео, а ведь совсем недавно мы считали, что это дорого и трудозатратно.

Устройства, которые мы повсюду носим с собой, уже не просто телефоны-компьютеры: теперь они стали гораздо умнее и полезнее. В обычном смартфоне есть GPS, датчики температуры и влажности, аудиосенсор, акселерометр, датчик расстояния, камера, а в некоторых — еще и высотомеры. Скоро эти приборы начнут определять признаки стресса по голосу, контролировать наше сердцебиение и даже наш рацион.

Базовой технологией стал искусственный интеллект (Джош Берсин называет его «дополненным интеллектом»). Телефоны и компьютеры распознают наши голоса, реагируют на команды, дают советы и решают наши проблемы. Роботы осваивают такие сферы деятельности, где автоматизация вообще казалась немыслимой. Футурологи из Оксфордского университета утверждают, что в ближайшие 20 лет будут автоматизированы до 47% рабочих мест и это звучит вполне правдоподобно.

Но наряду с тем, что технологии изменяют рабочие места и рабочие процессы, нам предстоят другие серьезные перемены. Мы должны научиться по-новому управлять и руководить компаниями. Организации, которые преуспевают в цифровую эпоху, уже приняли новые вызовы, и все тренды о которых пойдет речь в этом отчете, сводятся к тому, чтобы «стать цифровой компанией», а не просто «перейти на цифровой формат».

Что это значит? В этом году компания Bersin by Deloitte  и Массачусетский технологический институт провели совместное исследование (в опросе участвовали больше 1000 бизнес-лидеров) и сделали два важных вывода. Во-первых, 90% компаний считают, что их бизнесу угрожают новые цифровые конкуренты, которые активно продвигают свои продукты и услуги. Во- вторых, 70% компаний признают, что у них нет правильного стиля управления, нужных лидерских навыков и операционных моделей.

Другое недавнее исследование Deloitte «Human Capital Trends study», в котором участвовали больше 7000 компаний из 130 стран, показало, что 92% из них не сумели построить успешную  организационную структуру и всего 14% респондентов знают, как должна выглядеть эта новая структура. Ключевой вывод этого доклада — мир переходит от вертикальной иерархии к «сети команд» (network of teams), когда люди способны мгновенно взаимодействовать и принимать гибкие решения.  Поэтому мы должны поменять абсолютно все: стиль руководства, управленческие методы, систему вознаграждений и карьерного продвижения. Кроме того, нам придется постоянно учиться — быстрее чем когда-либо.

В современном цифровом мире высокоэффективные компании выделяются именно своей способностью к мгновенному обучению. Сегодня компании должны пробовать новые методы и подходы (например  — краудсорсинг или хакатоны), оперативно развертывать новые продукты и сервисы, применяя концепцию  MVP (minimally viable product — минимально жизнеспособный продукт) и быстро ориентироваться — что работает, а что — нет. Стремительный способ продвижения бизнеса, ориентированный на запросы клиентов, пошатнул привычную модель принятия решений и требует от менеджмента и HR принципиально иного мышления.

Общая суть прогнозов на 2017 год такова: технологии изменили не только нашу жизнь, но и наши организации.

Прогноз №1. Главным приоритетом для всех компаний станет новый организационный дизайн.

Первый прогноз на 2017 год — это то, о чем я говорил и говорю в каждой компании. Мы должны полностью переосмыслить подход к организационному проектированию. Больше 100 лет компании стремились к эффекту масштаба: создавали функциональные подразделения, которые занимались изобретениями, инженерными разработками, производством, продажами, маркетингом, финансами.  Как мы можем отгрузить больше продукции на доллар, привлечь больше клиентов рекламой, и добиться больше продаж от каждого продавца?

Сегодня, при стремительно меняющемся рынке, цифровых продуктах и сервисах традиционная концепция «масштаба» и «эффективности» больше не работает. Благодаря интернету и «облакам» барьер входа для новых игроков стал значительно ниже. Теперь вы не сможете удерживать «свой рынок» только потому, что вы большие или эффективные. Однажды непременно появится дерзкий новичок, который поломает все старые правила, и за какие-то пару лет разрушит ваш бизнес.

Как сказал Джон Хагель (John Hagel), директор Deloitte LLP’s Center for the Edge:

«Сегодня ключ к успеху организации не «масштабная эффективность», а «масштабная обучаемость». Вы должны быть готовы к экспериментам, создавать классные прототипы продуктов и тут же показывать их клиентам, мгновенно учиться у конкурентов, всегда и во всем быть на шаг впереди: в своей нише, в своей отрасли и технологиях. Это значит, что вся ваша организация должна сосредоточиться на изучении ожиданий и запросов клиентов, смелых экспериментах и активных действиях».

Иногда решение легко понять, но трудно реализовать. Мы должны разбить функциональные группы на команды, которые будут отвечать за выпуск продуктов, работу с клиентами, продвижение на рынке или развитие в регионах. Эти команды должны быть совсем небольшими и достаточно самостоятельными, с минимальным количеством уровней иерархии. А лидерам придется выйти из кабинетов и заняться деятельным, «ручным» управлением.

pred1

В организационной структуре компании Cisco насчитывается более 20 000 команд, и при этом люди успевают одновременно работать в нескольких командах. Такую же систему можно создать практически в каждой компании.

В 2017 году компании будут усиленно работать над этой задачей. И я предлагаю начать с таких шагов.

  • Создавать маленькие команды (вспомните знаменитое правило Джеффа Безоса: «Если команду нельзя накормить двумя пиццами, значит она слишком большая»).
  • Радикально сократить количество должностных уровней, чтобы у людей был стимул учиться и достигать результатов, а не просто перемещаться с одной позиции на другую.
  • Изменить систему вознаграждений, чтобы поощрять командный успех,  а не только личные заслуги.
  • Перестроить систему управления по целям, чтобы цели пересматривались не ежегодно, а ежеквартально, и вдобавок были абсолютно ясными и общедоступными.
  • Продвигать в лидеры молодых профессионалов и с самого начала развивать в них ответственность за успех команды.
  • Научить менеджеров управлять проектами, а не людьми.
  • Развивать карьерный коучинг и наставничество, чтобы помочь людям расти профессионально.
  • Создавать возможности для непрерывного обучения, поощрять исследования и активное обсуждение идей, чтобы обеспечить постоянный поток инноваций.
  • Организовывать хакатоны и другие программы коллективного творчества, чтобы участники на всех уровнях вносили свой вклад в развитие проектов.
  • Внедрять единые информационные системы, чтобы все команды могли свободно обмениваться данными, получать оперативные сводки, видеть четкую картину действий и понимать перспективы.

Я хотел бы подчеркнуть еще один важный момент: традиционная концепция «организационного проектирования» осталась в прошлом. Совершенствование организационной модели — это прежде всего анализ внутренних функциональных связей, объективный взгляд на рабочие процессы, а затем создание гибкой системы, основанной на свободном движении информации, объединяющей уникальные навыки и знания, которая вместе с тем способна быстро реагировать на внешние изменения и обеспечивать высокую производительность.

Продолжение читайте здесь.