02.11.2015 Принят профессиональный стандарт специалиста по управлению персоналом

С 1 ноября 2015 года вступил в силу приказ Министерства труда об утверждении профессионального стандарта «Специалист по управлению персоналом».

Документ определяет вид профессиональной деятельности и основную цель, в группе занятий выделены три основных категории: 1) руководители подразделений (служб) управления кадрами и трудовыми отношениями; 2) специалисты кадровых служб и учреждений занятости 3) специалисты по кадрам и профориентации.

В профстандарт включены восемь обобщённых трудовых функций. В каждой предусмотрены три или четыре подгруппы, которым соответствуют конкретные действия, необходимые навыки, знания и прочие характеристики. Ранжирование по категориям должностей подразумевает определенный квалификационный уровень.

Документационное обеспечение работы с персоналом

Пятый уровень присваивается специалисту, который ведет кадровый учет, оформляет все документы по персоналу, занимается административной работой, обеспечивает документооборот и официальную переписку с уполномоченными органами. Достаточным для такой работы признано среднее профессиональное образование плюс программы переподготовки и повышения квалификации, практический опыт не обязателен.

Вышеперечисленные функциональные обязанности и требования предусмотрены для таких должностей:

  • специалист по кадровому делопроизводству;
  • специалист по документационному обеспечению работы с персоналом;
  • специалист по документационному обеспечению персонала;
  • специалист по персоналу.

Шестому уровню соответствует самая большая группа трудовых функций и рекомендованных наименований должностей, для которых необходимо высшее образование (бакалавриат) и дополнительные образовательные программы по конкретному профилю. Обязательный практический опыт в профстандарте не упоминается.

Деятельность по обеспечению персоналом

Собирать и структурировать информацию о потребностях в персонале, искать, привлекать, подбирать и отбирать сотрудников, формировать базы данных и вести локальную документацию может:

  • специалист по подбору персонала;
  • специалист по персоналу;
  • менеджер по персоналу.

Деятельность по оценке и аттестации персонала

Организовывать и проводить оценочные процедуры, формализовать процесс и формировать всю документацию по направлению может:

  • специалист по оценке и аттестации персонала;
  • специалист по персоналу;
  • менеджер по персоналу.

Деятельность по развитию персонала

Организовывать и проводить мероприятия по карьерному развитию, разрабатывать и подбирать обучающие программы, обеспечивать адаптацию и стажировку сотрудников, администрировать процесс и вести документацию может:

  • специалист по развитию и обучению персонала;
  • специалист по развитию карьеры персонала;
  • специалист по персоналу;
  • менеджер по персоналу.

Деятельность по организации труда и оплаты персонала

Организация трудового процесса, разработка системы оплаты труда и схем мотивации, контроль расходов, администрирование процессов и весь документооборот по направлению обеспечивает:

  • специалист по нормированию и оплате труда;
  • специалист по организации и оплате труда;
  • специалист по компенсациям и льготам;
  • специалист по персоналу;
  • менеджер по персоналу.

Деятельность по организации корпоративной социальной политики

Разрабатывает корпоративную и социальную политику организации и реализуют все мероприятия по направлению (включая оценку уровня удовлетворенности сотрудников и эффективности программ, мониторинг рынка услуг и взаимодействие с госорганами), администрирует процессы и ведет документацию:

  • специалист по социальным программам;
  • специалист по работе с представительными органами работников;
  • специалист по корпоративной социальной политике;
  • специалист по персоналу;
  • менеджер по персоналу.

Седьмой уровень, к которому отнесены руководители среднего и высшего звена, подразумевает высокие требования к образованию – как основному, так и дополнительному: необходим диплом специалиста или магистра, а также программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации в области экономики организации, управления персоналом, стратегического, тактического, операционного управления.

Операционное управление персоналом и подразделением организации

Разрабатывает систему оперативного управления персоналом, контролирует деятельность подразделения, определяет цели и задачи, занимается планированием мероприятий и бюджетных расходов, взаимодействует с поставщиками услуг, внедряет методики и корпоративную политику:

  • руководитель структурного подразделения;
  • начальник структурного подразделения.

Стратегическое управление персоналом организации

Разрабатывать и реализовывать систему стратегического управления персоналом, создавать структуру организации, формировать корпоративную политику, общие цели и задачи, применять технологии аудита, планировать бюджет, принимать управленческие решения уполномочен:

  • вице-президент по управлению персоналом;
  • директор по персоналу;
  • директор по управлению персоналом;
  • заместитель генерального директора по управлению персоналом.

Для руководящих HR-должностей обязателен практический опыт не менее пяти лет.

Профессиональный стандарт специалиста по управлению персоналом, утверждённый приказом Министерства труда №691н от 06.10.2015, опубликован на Едином портале правовой информации