11.10.2017 Каждая пятая компания принимает на работу подростков

Поколение Z – это современные подростки, те, кто вскоре составит немалую долю рынка рабочей силы. Готовы ли компании уже сегодня испытать способности будущих специалистов и брать на работу юных кандидатов в возрасте от 14 до 18 лет – выяснила служба исследований HeadHunter.

Служба исследований HeadHunter провела опрос* среди представителей российских компаний, чтобы узнать, как они относятся к идее трудоустройства подростков в возрасте от 14 до 18 лет и готовы ли сами создавать рабочие места для соискателей несовершеннолетнего возраста.

Как показало исследованиие, 21% опрошенных компаний уже принимают на временную и даже постоянную работу, стажировку или практику подростков от 14 лет. Еще 22% согласны трудоустраивать тинейджеров, но отмечают, что пока у них не было такого опыта. Вместе с тем, половина российских работодателей не готовы нанимать соискателей в возрасте от 14 до 18 лет.

Региональные компании (особенно из Приволжского ФО) рассматривали возможность взять на работу подростков в два раза чаще чем компании из Москвы и Центрального региона. 

Наиболее лояльны к идее найма несовершеннолетних представители гостиничного и туристического бизнеса, медицины и фармацевтики: в 44% и 26% компаний из этих отраслей (соответственно) уже нанимают подростков.

Эта идея представляется интересной для консалтинговых агентств, строительной отрасли и автобизнеса: именно здесь отмечена наибольшая готовность брать на работу тинейджеров при отсутствии опыта найма персонала этой возрастной категории.

Среди тех, кто уже работает с соискателями 14+ или допускает такую  возможность, большинство (61%) нанимают/могли бы нанимать юных сотрудников в таких форматах: сезонная занятость (летом, во время каникул), стажировка или практика (56%), или  проектная работа (22%). Вариант постоянной занятости подростков готов рассматривать каждый пятый респондент. Отмечено, что форматы сезонной или постоянной занятости чаще выбирали работодатели, у которых уже есть практика трудоустройства подростков.

Какую работу представители российских компаний готовы предложить соискателям категории 14+? 

  • Около половины респондентов (48%) поручили бы юным сотрудникам курьерские обязанности (прием и доставку документов или товара), 
  • Чуть меньше тех (44%), кто доверил бы подросткам административную работу (встреча гостей, прием звонков, набор текста, обработка документов и т.д.).
  • Для 41% полезной оказалась бы поддержка рекламного направления (раздача листовок, расклеивание объявлений, участие в промо-акциях).
  • Еще 31% готовы нанимать/уже нанимают несовершеннолетних кандидатов на производственные участки.

В пятерку лидеров по ответам также вошла аналитическая деятельность: 17% представителей компаний указали, что им не помешала бы помощь работников в возрасте 14+ со сбором, обработкой и анализом данных. 

Меньше всего помощи от несовершеннолетних соискателей ждут  в маркетинге и СМИ, SMM и HoReCa.

Где работодатели ищут кандидатов из поколения Z

  • 59% работодателей предпочитают находить подростков, готовых к трудоустройству, через сотрудников компании, друзей и знакомых
  • 53% используют сайты по поиску работы
  • 43% заняли пассивную позицию и ждут, пока соискатели обратятся к ним сами.

Как правило, поиск через работные сайты выбирают и те компании, которые  еще никогда не нанимали подростков. А вот те, у кого уже есть такой опыт, чаще обращаются в колледжи (36% против 28% в целом по всем опрошенным). Чуть меньше – тоже пользуются работными сайтами (45% против 53% в целом по всем опрошенным). 

Что интересно, отмечают аналитики HH, в поиск по работным сайтам в основном верят небольшие компании, тогда как крупные работодатели чаще остальных групп доверяют таким источникам как личные связи (66%), социальные сети и центры занятости.

Кроме того, примерно четверть участников опроса обращаются в колледжи или специализированные группы в соц. сетях (28% и 23% соответственно). Привлечение несовершеннолетних кандидатов при поддержке школ, с помощью наружной рекламы или информационных флаеров российские работодатели считают наименее эффективными способами.

Почему компании не особенно стремятся привлекать к работе подростков?

  • Больше половины респондентов (55%) объясняют свою позицию тем,  что у них просто нет подходящих вакансий, а 49% не устраивает низкий уровень ответственности тинейджеров. 
  • 42% не горят желанием нанимать подростков из-за необходимости постоянно контролировать деятельность такого работника. Столько же респондентов не хотят столкнуться с юридическими рисками или сложностями оформления трудовых отношений. 

Кроме того,38% опрошенных отметили, что кандидаты в возрасте от 14 до 18 лет не готовы к работе психологически и/или физически.

Вместе с тем, некоторые работодатели видят преимущества в найме юных работников

  • Главный плюс для бизнеса в трудоустройстве соискателей от 14 до 18 для бизнеса – это возможность «вырастить» квалифицированного специалиста (так ответили 59% респондентов).
  • Половина опрошенных компаний выбрали вариант «разгрузить» ценных сотрудников компании». 
  • Тройку лидирующих ответов замыкает пункт «они (соискатели 14+) более активны» (46%). 

В топ-5 ответов опроса также вошли: социальная причина – «я сам(а) родитель и понимаю, что нужно прививать ребенку культуру труда с 14 лет» (ее указали 33% опрошенных), и вариант «Они охотнее берутся за рутинную/специфическую работу» (32%). 

Наименьшая выгода для российских работодателей в том, что с несовершеннолетними сотрудниками легче расстаться (13%).

Всего 5% вообще не видят преимуществ в работе с такими кадрами, а рассматривают их лишь как вынужденный выход из ситуации дефицита опытных специалистов на рынке труда.

Какая польза в раннем трудоустройстве для самих подростков?

  • Большинство представителей компаний видят ценность раннего старта карьерьеры в росте уровня ответственности и самостоятельности (73%). 
  • Об опыте, который может пригодиться в дальнейшем, говорят 71% респондентов. 
  • Аргумент «возможность быть финансово независимым» стал решающим для 69% опрошенных. 
  • Еще 68% работодателей указывают на возможность получить опыт работы в коллективе.  
  • Чуть больше половины (53%) полагают, что такой опыт воспитывает в юных кандидатах дисциплинированность.

Показательно, что в юридических аспектах трудоустройства подростков полностью разбираются всего 17% опрошенных. Еще 43% считают себя юридически грамотными, но допускают незнание каких-то нюансов. 

* Опрос проводился Службой исследований HeadHunter с 11 по 27 июля 2017 года среди 661 представителя российских компаний.

! Кстати, многие западные эксперты утверждают, что компании, которые сумеют понять интересы и ожидания нового поколения, получат огромное преимущество: смогут привлечь молодые таланты, раскрыть их потенциал и сгладить неминуемые межвозрастные конфликты. Присмотритесь к поколению Z повнимательнее и попробуйте их в деле: на днях ведущая российская компания в области интернет-рекрутмента HeadHunter объявила о возможности размещения вакансии для несовершеннолетних соискателей. Теперь при публикации вакансии на hh.ru работодатель сможет поставить отметку о готовности нанимать кандидатов в возрасте от 14 лет.