22.04.2016 Пятый прогноз из отчета Bersin by Deloitte «Predictions for 2016»: фокус на вовлеченность и корпоративную культуру

В этом году высшими приоритетами руководителей компаний и HR-директоров остаются корпоративная культура, вовлеченность и удержание сотрудников. Какие подходы к решению важнейших бизнес-задач будут наиболее актуальны в условиях глобальных скоростных изменений?

Сейчас мы живем в мире, где необходимы информационная доступность и открытая обратная связь. Например, больше 80% представителей поколения Y хотели бы оценивать эффективность своих руководителей. Теперь все желающие могут рассмотреть «лицо» работодателя: на сайтах типа Glassdoor есть открытые рейтинги СЕО и множество других показателей. Между тем HR-профессионалы продолжают доверять устаревшему методу ежегодного исследования вовлеченности сотрудников.

Джош Берсин убежден: при таком количестве новых веб-сервисов самое время отказаться от прежнего подхода и заменить его регулярной обратной связью с менеджерами, HR и бизнес-лидерами.

 bersin_5_1

Сейчас обратную связь от сотрудников можно получать практически мгновенно. Есть программы для опросов удовлетворенности и анализа настроения сотрудников, анонимные социальные сети, и разные модели оценки корпоративной культуры. Все эти инструменты заменяют ежегодное исследование вовлеченности (или дополняют его). Автор прогноза предполагает, что в 2016 году большинство компаний опробуют и внедрят новые системы обратной связи, а рынок таких программных решений начнет стремительно расти.

Джош Берсин выделят пять основных типов систем обратной связи, доступных сегодня на рынке:

  • Сервисы для опросов удовлетворенности (Pulse Survey Tools) — менеджеры и HR-директора могут быстро определить градус настроений, собрать мнения, замечания и предложения.
  • Приложения для отклика (Feedback Apps)— сотрудники могут в произвольном порядке использовать «ящик для предложений». Комментарии можно анализировать, обрабатывать, принимать, отклонять, и таким образом измерять настроения персонала в любое время.
  • Системы обратной связи по эффективности (Performance Feedback Systems)— такие программы становятся частью общего цикла управления эффективностью: сотрудники могут регулярно поддерживать обратную связь с участниками своей команды и руководителями.
  • Новая рабочая среда (New Work Environment) — программное обеспечение для командной работы (например, веб-сервисы Slack, Workboard, Trello, Impraise), которое помогает добиться эффективного взаимодействия между всеми участниками.
  • Инструменты коллективного признания (Social Recognition Tools) — сотрудники могут выражать благодарность, ставить друг другу отметки и использовать другие формы открытого позитивного общения.

По сути, компании переходят к системам лайков и отзывов — когда сотрудники оставляют свои оценки, мы получаем важную информацию о рабочем процессе, безопасности, обслуживании клиентов и, конечно же, методах управления.

Корпоративная культура стала стратегическим бизнес-приоритетом. Но что на самом деле означает это понятие? По определению Bersin fy Deloitte, культура:

  • Формирует ценности, идеологию и абсолютные убеждения, которые наполняют смыслом деятельность организации.
  • Переводит декларированные ценности в правила поведения, которые выполняются ежедневно.
  • Определяет, как люди принимают решения, как работают и взаимодействуют с другими людьми внутри организации и за ее пределами.
  • Создается и может изменяться с учетом норм поведения и позиции лидеров, так же как и системы вознаграждений компании.

И если обратная связь и вовлеченность считаются главными «показателями благополучия», то культура — это стандарт, который объясняет, почему мы работаем именно так. На самом деле, менять правила очень трудно — культура формируется по мере роста компании и глубоко проникает в практики, нормы поведения, системы вознаграждения и даже в особый язык общения. Когда компании объединяются, меняют руководителя или переформатируют бизнес (например, выходят на новый рынок или меняют тип продукта), корпоративная культура может обеспечить успех или привести к провалу. Но в большинстве случаев высшее руководство просто не знает, в чем сильные и слабые стороны корпоративной культуры.

В 2016 году корпоративной культуре и вовлеченности будет уделяться первостепенное внимание (в 2015 году 86% компаний назвали их высшими приоритетами). Джош Берсин предсказывает три самых значительных перемены:

  • Появится множество новых инструментов, технических приемов и аналитических методов для стимулирования и сбора обратной связи
  • Возрастет необходимость прислушиваться к мнению сотрудников на всех уровнях
  • Компании начнут понимать, что именно надо изменить в корпоративной культуре и стиле управления.

 Предыдущие прогнозы из отчета Bersin by Deloitte: первый, второй, третий, четвертый. Не пропустите следующий выпуск!