01.12.2017 Обмани меня если сможешь: вся правда о лжи в резюме

Ради того чтобы получить хорошую работу, не грех немножко приврать – считают некоторые соискатели. Чаще всего люди склонны преувеличивать свои профессиональные достижения – например, приписать себе дополнительный опыт работы или выдумать должностные обязанности.

Почти половина работников (46%), опрошенных рекрутинговой компанией OfficeTeam, признались, что у них есть знакомые, которые указали в своих резюме заведомо ложную информацию, и по сравнению с аналогичным опросом 2011 года количество любителей приврать увеличилось на 25 п.п. Чаще всего ложь встречается в таких пунктах как «Опыт работы» и «Должностные обязанности»

53% руководителей компаний подозревают, что кандидаты довольно часто искажают факты своей трудовой биографии, а 38% говорят, что им приходилось отказывать соискателям после того как обнаруживалось, что те солгали. 

Респондентам, которые ответили, что знают людей, привравших в своих резюме, также задали вопрос: «Какую именно информацию ваш знакомый/знакомая исказили или преувеличили?». Вот как распределились ответы:

  • Опыт работы: 76%
  • Должностные обязанности: 55%
  • Образование: 33%
  • Период работы: 26%

Исследование также выявило демографические различия. Среди тех, кто знает людей, солгавших в резюме, больше мужчин, чем женщин (51% и 39% соответственно). Больше всего респондентов (55%), знакомых хотя бы с одним человеком, который приукрасил свои анкетные данные, оказалось в возрастной группе от 18 до 34 лет.

«Возможно, люди поддаются искушению приврать из стремления как-то выделиться, но хотелось бы предупредить, что даже если соискатель позволил себе маленькую ложь – она скорее всего откроется и станет причиной отказа в найме – комментирует Брэнди Бриттон (Brandi Britton), региональный директор OfficeTeam. – Работодателям следует очень тщательно изучать информацию, проводить обстоятельные интервью, проверять рекомендации и тестировать профессиональные навыки кандидатов». 

В OfficeTeam выделили пять характерных симптомов, указывающих что соискатель, скорее всего, подает о себе недостоверную информацию, а также составили краткие рекомендации для коллег – как корректно уличить  человека во лжи и защитить компанию от рисков.

Туманное описание навыков. Расплывчатые  обороты вроде «знаком с …», «участвовал в…» могут означать, что кандидат пытается скрыть нехватку требуемого профессионального опыта. Чтобы справедливо оценить способности потенциального работника, необходимо протестировать его компетенции или сразу проверить его на деле – нанять на испытательный срок.

Даты начала и окончания работы сомнительны или вообще не указаны. Длительные разрывы между периодами  занятотсти  или только годы без упоминания месяца – это так называемые «красные лампочки». Как можно подробнее расспросите об этом на предварительном собеседовании (лучше по телефону), полезно также выяснить эти факты у бывших работодателей. 

Резко негативное впечатление от интервью. Если собеседник избегает зрительного контакта или постоянно вертится, можно, конечно, заподозрить, что вас пытаются обмануть. Но все же не стоит сразу отклонять перспективного кандидата – выводы, сделанные лишь на основании «языка тела» далеко не всегда справедливы. Учитывайте содержание его ответов, а также постарайтесь собрать сведения у сотрудников, которые знакомы или разговаривали с вашим соискателем.

Противоречивые мнения рекомендателей. Попросите людей из списка первоначальных контактов  порекомендовать вам кого-нибудь еще, с кем можно поговорить о специалисте, которого вы собираетесь нанять. Или поищите человека, который может подтвердить информацию о кандидате, среди своих знакомых.

Информация в сети не совпадает с анкетными данными. Далеко не всегда следует принимать за истину сведения, найденные в Интернете. Согласитесь, встречаются специалисты с одинаковыми именами, а иногда  встречаются сомнительные источники – и кандидат может даже не знать, где, для чего и на каком основании используется его личная информация. Подтверждайте  достоверность фактов во время интервью и тщательно проверяйте рекомендации. 

Источник: HR Daily Advisor Перевод © HRdocs