11.07.2016 Ожидания молодых специалистов и работодателей относительно друг друга

Недавние выпускники считают, что их знания заслуживают достойного вознаграждения, однако компании не согласны устанавливать высокую зарплату неопытным сотрудникам. При выборе места работы молодых кандидатов прежде всего интересует высокий доход, и в гораздо меньшей степени бренд работодателя — выяснили аналитики хедхантинговой компании «Агентство Контакт»

Хедхантинговая компания «Агентство Контакт» представила результаты недавнего исследования о взаимных ожиданиях работодателей и молодых специалистов. В первой группе респондентов участвовали 950 студентов последних курсов и выпускников российских вузов, во второй — 280 HR-директоров российских и международных компаний из разных отраслей экономики.

Больше половины молодых людей, участвовавших в опросе, уже закончили обучение и начали карьерный путь, 26% совмещают работу с обучением, 22% пока не нашли подходящего предложения.

 gr0

Среди них примерно поровну бакалавров и специалистов (36% и 37% соответственно), 22% заканчивают или уже окончили магистратуру, у 2% — среднее специальное образование, 3% учатся в аспирантуре.

 gr02

Абсолютное большинство старшекурсников и недавних выпускников (78%) осознанно выбрали будущую профессию. Всего 14% поступили в вуз по совету родителей или знакомых, и только 8% приняли спонтанное решение.

gr2

Больше половины респондентов окончательно утвердились в своем выборе: 39% из них уже трудоустроились по специальности, 26% планируют найти такую работу. Вместе с тем, 23% работают в другой отрасли, 9% сомневаются, что выбрали правильный профиль, а 3% твердо решили сменить направление деятельности.

 gr3

Молодые специалисты уверены, что их знания и навыки заслуживают достойной оплаты. Каждый пятый рассчитывает на доход больше 80 тысяч рублей. По 6% хотели бы получать от 75 до 80 тысяч, от 70 до 75 тысяч или от 65 до 70 тысяч рублей. Зарплата в 60-65 тысяч рублей устроила бы 5% участников опроса, 9% согласны на 55-60 тысяч, еще 6% — на 50-55 тысяч рублей. Приемлемый уровень заработка для 12% — от 45 до 50 тысяч рублей, для 8% — от 35% до 40 тысяч, для 7% — от 30 до 35 тысяч рублей. Самые скромные ожидания по зарплате — от 25 до 30 тысяч рублей — демонстрируют только 2% молодых респондентов.

gr4

 

Между тем работодатели оценивают квалификацию недавних выпускников не настолько высоко. Четверть из них готовы платить максимум 25-30 тысяч рублей, 23% указали сумму в 30-35 тысяч, 14% — от 35 до 40 тысяч рублей.  «Потолок» от 75 до 80 тысяч рублей могут предложить только 2% опрошенных компаний.

 gr5

Как оказалось, вузовский диплом отнюдь не гарантирует трудоустройства по специальности, а тем более — сразу на ответственную должность. Неопытных сотрудников предпочитают нанимать на массовые позиции: ассистент или помощник, продавец-консультант, секретарь на ресепшн, младший специалист, продавец-кассир. Некоторые компании могут предложить вакансию линейного менеджера, СММ-специалиста, оператора call-центра, выпускникам медицинских вузов — врача или медсестры.

 gr6

Авторы исследования выяснили, что влияет на выбор места работы по мнению HR-директоров, и что мотивирует молодых специалистов на самом деле. Ответы во многом совпадают: и те и другие указали главный определяющий фактор — доход. Руководители служб персонала полагают, что четкая система развития сотрудников должна быть на втором месте, кандидаты ставят этот критерий на третье место — для них важнее сфера деятельности компании. Все респонденты согласны, что при выборе необходимо учитывать график работы (на шестом месте в обеих группах).

Вместе с тем, HR-директора уверены в значимости бренда работодателя, хотя для молодежи данный фактор всего лишь на пятом месте. Гораздо большее значение имеют отношения в коллективе, однако представители компаний не считают, что это принципиально важно (седьмая позиция в списке). HR-директора полагают, что молодых людей привлекает работа в известной компании, однако на самом деле внешний бренд почти не влияет на предпочтения (пятое и девятое место соответственно). Социальный пакет у молодых специалистов на восьмом месте, но HR-директора думают, что это наименее существенный фактор мотивации.

 gr7

 gr7-1

По мнению молодых специалистов, компании прежде всего оценивают опыт работы и личные качества кандидатов. Следующий критерий отбора — образование, затем — знание иностранных языков, опыт стажировок и только потом — возраст.

 gr8

 

Однако сами работодатели расставляют приоритеты несколько иначе. При подборе молодых специалистов абсолютное большинство уделяет внимание прежде всего личным качествам. На втором месте — образование, опыт только на третьем. Знание языков — желательно, но не принципиально, а возраст действительно имеет наименьшее значение.

gr9

Значимость высокого дохода подтверждают ответы на следующий вопрос: большинство молодых специалистов сменят место жительства ради высокооплачиваемой работы. Многие уточнили, что готовы переехать в другой регион, если им предложат действительно перспективную работу, с высокой зарплатой и возможностью карьерного роста. Однако некоторые не уедут из родного города даже ради заманчивых перспектив.

gr10

 Исследование проводилось в июне-июле 2016 года.