23.05.2016 Откаты в российском бизнесе — традиция или случайность?

Около трети российских компаний не замечены в коммерческом подкупе, однако в отдельных отраслях откаты действуют на всех уровнях. Большинство работающих россиян отрицательно относятся к коррупции, но некоторые не считают зазорным принимать «благодарность» от случая к случаю — выяснила служба исследований HeadHunter.

Самые «откатоемкие» отрасли экономики

Как полагают участники недавнего исследования, 17% российских компаний используют разные коррупционные схемы. Причем в 11% из них откаты приняты только на уровне руководства, а в 6% — на всех уровнях. 9% сотрудников не считают это системой — разве что единичные случаи. 43% респондентов не знают о подобной цепочке, однако допускают, что она существует. Однако 31% отрицают коммерческие подкупы в своих компаниях.

 hh_1

В коррупционном рейтинге лидирует сфера ЖКХ: 18% работников думают, что откаты бывают только на уровне руководства, 12% заявляют о повсеместной практике.

Вторую позицию занимает энергетика: 13% опрошенных работников отрасли говорят, что подобные случаи происходят только на высшем уровне, 9% считают, что откаты распространены на всех уровнях.

Отрасль культуры и искусства (8% на высшем уровне и 6% на всех) делит третье место с государственной службой (8% и 14% соответственно).

Авторы исследования обращают внимание, что нефтегазовые компании занимают второе место в общем рейтинге по откатам на высшем уровне: 17% россиян, работающих в отрасли, полагают, что топ-менеджмент получает их регулярно.

Меньше всего коррупции в IT (3%) и производстве непищевых товаров (2%). 

Существует ли система откатов в организации, где вы сейчас работаете?

hh_5

Моральные принципы и личный опыт

Абсолютное большинство (70%) опрошенных россиян возмущены коррупцией и уверены, что с ней надо бороться. Вместе с тем, 27% готовы смириться с откатами, поскольку с этим ничего не поделать. Впрочем, для 3% это единственная возможность заработать.

 hh_3

Практически все участники опроса (95%) утверждают, что никогда не участвовали в подобных сделках, хотя почти у половины (47%) такая возможность была. Отвечая на вопрос, почему они не попытались воспользоваться случаем, 31% заявили, что им не позволяет воспитание, 14% считают, что такие действия повредили бы репутации компании, 3,5% объяснили свой отказ неуверенностью или же просто опасались, что поступок откроется.

Между тем, 4% честно признались, что брали откаты «всего пару раз», а 1% заявили, что делают это регулярно.  hh_4

Авторы опроса поинтересовались у респондентов, которые признались, что изредка брали откаты: почему они не делали этого чаще? 44% из них сообщили, что так или иначе выбрали бы того же поставщика. В большинстве случаев все-таки сработал страх разоблачения, но были и другие причины: размеры "благодарности" оказались слишком малы, усилился контроль, на новой должности не представилось такой возможности. Впрочем, 19% отказались от "бонусов" из-за угрызений совести.

Опрос проводился с 14 по 28 апреля 2016 г. В исследовании участвовали 6,6 тысяч работников российских компаний, 4,7 тысяч из них трудоустроены на момент опроса.