06.02.2014 Основные изменения и тренды в сфере трудовых отношений и занятости за прошедший год

Чем ознаменовался ушедший год в трудовых отношениях и сфере занятости населения?

В сфере внедрения профессиональных стандартов

Указом Президента РФ о мероприятиях по реализации государственной социальной политики и поручениями Правительства была организована работа по разработке профессиональных стандартов. Координатором выступил Минтруд, в работе приняли участие все заинтересованные министерства, ведомства, общероссийские объединения работодателей, профессиональные союзы, учреждения образования и т.д.

Профессиональные стандарты были определены одним из ключевых элементов национальной системы квалификации, согласующими требования рынка труда и системы образования и создающими условия для профессиональной подготовки кадров для всех отраслей экономики, поведения аттестации и оценки квалификации работников.

Профессиональные стандарты являются основой для определения трудовых функций работников, разработки штатных расписаний, должностных инструкций, систем оплаты труда и планирования обучения у работодателей любой формы собственности и отраслевой принадлежности.

Методологической основой для разработки профессиональных стандартов стали приказы Министерства труда и соцзащиты РФ, которыми были утверждены макет профстандарта, методические рекомендации по их разработке, а также уровни квалификации в целях подготовки профстандартов.

При министерстве был создан Экспертный совет по профессиональным стандартам, сформированный их представителей федеральных органов исполнительной власти, представителей работодателей, профсоюзных организаций и экспертов. Результатом совместной работы заинтересованных  органов и организаций стало формирование перечня из 805 профессиональных стандартов, подлежащих разработки, из которых на 20 декабря прошлого года Минтруд утвердил 288 проектов, 19 из них направлены на регистрацию в Минюст. Экспертным советом были согласованы 192 профстандарта. Среди разработанных и одобренных на сегодняшний день профстандартов – стандарты в сфере информационных технологий, автомобилестроения, сварочных работ, атомной и космической отрасли, социальной сфере.

Активное участие в разработке профессиональных стандартов принимают крупные российские компании. Среди них:

  • ОАО «РЖД» (ведет разработку 10-ти профстандартов);
  • Компании нефтегазовой отрасли, в т.ч. ОАО НК «Роснефть», ОАО НК «ЛУКОЙЛ» и пр. (32 профстандарта);
  • Объединенная авиастроительная корпорация (8 профстандартов);
  • Предприятия и организации угольной и энергетической отрасли (33 профстандарта);
  • РОСНАНО (в 2013 г. разработано 12 профстандартов, запланировано на 2014 год – 30).

В сфере дистанционной занятости

Легализация – одна из главных проблем дистанционной занятости. Для ее решения в Трудовой кодекс были внесены дополнения, регулирующие вопросы дистанционной занятости. Одно из основных нововведений – возможность заключения между работодателем и работником трудового договора в электронном виде.

Законодательно дано определение дистанционной работы. Для признания ее таковой она должна отвечать следующим критериям:

  • работник может выполнять трудовые функции вне места расположения работодателя, включая его обособленные подразделения;
  • работа может выполняться вне стационарного рабочего места или иной территории, прямо или косвенно находящейся под контролем работодателя;
  • для выполнения трудовых функций и взаимодействия между работником и работодателем используются информационно-телекоммуникационные сети общего пользования.

Трудовой договор о дистанционной работе может быть заключен как в обычной (простой письменной) форме, так и в электронном виде. Подписание договора должно осуществляться с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи, подтверждение получения электронного документа должно быть направлено каждой из сторон.

Проведение Всероссийского конкурса «Лучший по профессии»

В 2014 году Минтруд выступил организатором конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии», который проводился совместно с региональными органами исполнительной власти, профсоюзами и общероссийскими объединениями работодателей. Основной целью конкурса была объявлена популяризация рабочих профессий, повышение их престижа в обществе и привлечение молодежи. Среди номинаций конкурса – «Лучший машинист котельного оборудования»,  «Лучший штукатур», «Лучший водитель автобуса» и т.п. Ростуризм выступил инициатором проведения конкурса во внеконкурсной номинации «Лучший работник приема и размещения». В качестве приза победителям в номинациях было выплачено по 300 тыс.рублей, занявшим вторые места – 200 тыс.руб. и третье – 100 тыс.рублей.

Появился запрет о вакансиях с указанием дискриминационных требований

Важным инструментом борьбы с дискриминацией в сфере трудовых отношений стало принятие закона, который запретил указывать в вакансиях о работе требования к кандидатам, прямо или косвенно ограничивающим их права по признакам расы, пола, национальности, происхождения, языка, возраста, имущественного, социального или должностного положения, религиозных или политических убеждении и т.д. Нарушителей данного требования ждут штрафные санкции – до 1000 рублей для физических лиц, до 5000 рублей для должностных лиц работодателей и до 15000 для юридических лиц.

Борьба с безработицей

В ноябре 2013 года численность экономически активных граждан в России составила почти 75,5 миллионов человек. Из них почти 95% были занятыми в экономике и 5,4% - не имели занятия, но активно его искали (по методике МОТ они квалифицируются как безработные).

По сравнению с ноябрем 2012 г. уровень регистрируемой безработицы вырос на 0,2%, а по сравнению с октябрем 2013 сократился на 0,1%. По состоянию на конец декабря 2013 г. на учете в службах занятости состояло 901,6 тыс. россиян.

Общее количество вакансий, заявленных работодателями в органы занятости, на 24 декабря 2913 г., составило 1462,5 тыс. единиц. Таким образом, на одну вакансию в службах занятости претендует 0,7 человек. В аналогичном периоде 2012 года этот показатель, именуемый коэффициентом напряженности, составил 0,9 человек.

Мероприятия, проводимые для улучшения ситуации на рынке труда

Для улучшения ситуации с занятостью в регионах, которые были признаны территориями с напряженной ситуацией на рынке труда, было принято постановление Правительства, предусматривающее выделение субсидий из федерального бюджета. Основные направления финансирования:

  • создание рабочих мест для инвалидов;
  • переподготовка работников, находящихся под угрозой увольнения (работающих на условиях неполного рабочего времени или простоя);
  • профессиональное обучение и аттестация граждан, ищущих работу;
  • стимулирование работодателей к замещению вакантных рабочих мест гражданами, зарегистрированными в службах занятости в качестве безработных;
  • поддержка и содействие трудоустройству и самозанятости граждан, потерявших работу на территориях, пострадавших от наводнений.

На реализацию данных мероприятий из федерального бюджета выделено почти 3,3 млрд. рублей.  Дополнительные средства выделены для содействия трудоустройству незанятых инвалидов. Работодатели, создавшие рабочие места для этой категории граждан, могут получить денежную компенсацию затрат на оснащение таких рабочих мест. В 2013 году ее средний размер составил 66,2 тыс.рублей за одно место. В 2014 году эту сумму планируется увеличить до 69,3 тыс.рублей, а в 2015 – до 72,69 тыс.рублей.

Среди регионов, наиболее активно участвующих в программе создания рабочих мест для инвалидов – Республика Мордовия, Ханты-Мансийский автономный округ, Алтайский край, Кировская, Тюменская, Тверская области и другие регионы. Исполнительные органы г.Москвы и Санкт-Петербурга за получением субсидий на эти цели из федерального бюджета не обращались. Финансирование мероприятий по содействию занятости инвалидов осуществлялось за счет средств городских бюджетов.

Мероприятия, проводимые с целью содействия трудоустройству граждан в регионах, признанных субъектами с напряженной ситуацией на рынке труда (республики Северного Кавказа, Адыгея, Алтай, Забайкалье, Бурятия, Калмыкия и пр.), позволили сократить уровень безработицы в этих регионах почти на 25% - с 332,2 тыс.человек на начало года до 267 тыс.человек на 1 декабря 2013 г.

В восточных регионах, пострадавших от крупномасштабного наводнения, в качестве мер по снижению безработицы применялись: привлечение граждан к восстановительным работам в регионе, участие их в восстановлении инфраструктуры и благоустройстве территорий, пострадавших от наводнения. Всего к этим работам привлечено более 44 тысяч граждан. Помимо привлечения к работе по восстановлению разрушенной инфраструктуры и ликвидации последствий наводнения, жителям пострадавших регионов оказывалось содействие в развитии предприятий среднего и малого бизнеса. Деятельность около 40% создаваемых предприятий была связана с работами по устранению последствий наводнения (ремонтные, строительные, отделочные, столярные, плотницкие работы, ремонт и техническое обслуживание транспортных средств). Расходы федерального бюджета на эти цели составили 1,11 млрд.рублей. Проводимые мероприятия позволили снизить число зарегистрированных безработных в пострадавших от наводнения регионах с 59,3 до 47,8 тысяч человек.

Содействие занятости женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком

В 2013 году проводились мероприятия, направленные на создание для родителей, находящихся в отпусках по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет, условий для совмещения трудовой занятости и обязанностей по воспитанию детей. Им была предоставлена возможность бесплатно пройти профессиональное обучение или переподготовку по специальностям, востребованным на рынке труда. Предоставленной возможностью за период с 1 января по 1 сентября 2013 года воспользовались 11435 женщин (при планируемом показателе на год 11200 человек).