17.12.2015 Обзор заработных плат по отраслям от хедхантинговой компании «Агентство Контакт»: основные тенденции уходящего года

Хедхантинговая компания "Агентство Контакт" (InterSearch Group Russia) представила обзор основных тенденций уходящего года: как события в экономике повлияли на стратегию подбора кандидатов на руководящие и ключевые позиции в разных отраслях.

На диаграммах отмечен уровень дохода топ-менеджмента и ключевых специалистов. Максимальный показатель — это оплата труда специалистов, работающих в топ-20 отрасли, минимальный — оклады руководства небольших компаний. Данные приведены без учета дополнительных вознаграждений.

Характерно, что самая высокая оплата труда предлагается в трех отраслях, где в 2015 году произошли серьезные трансформации. В строительстве и недвижимости зарплата генерального директора крупной корпорации достигает 1,8 млн. рублей, председателя правления крупного банка — 1,5 млн. рублей. Одной из самых перспективных отраслей отечественной экономики становится АПК — уже сейчас исполнительному директору агрохолдинга готовы предложить оклад в 1,2 млн. рублей.

Банковский сектор

В этом году в банковской системе активизировались сделки слияний и поглощений, участились санации, прекратили работу наиболее слабые игроки. Существенно вырос спрос на профессионалов сферы M&A, а также антикризизных управленцев и специалистов по работе с непрофильными активами и просроченной задолженностью.

Кроме того, банки стремятся нанимать квалифицированных менеджеров для продажи продуктов и услуг состоятельным клиентам. В этом сегменте сохраняются высокие заработки: специалисты получают не только оклад, но и дополнительное вознаграждение за объёмы продаж.

Наибольшие сокращения отмечены среди персонала бэк-офисов. Довольно часто штат оптимизируют за счет сотрудников НR-службы, перекладывая их функции на другие подразделения. Однако, несмотря на кризис, в банковской сфере всё так же востребованы IT-профессионалы.

В целом по отрасли отмечена тенденция к найму многопрофильных специалистов: кроме стандартных навыков (знание английского, специальное или математическое образование), банки оценивают способность кандидатов совмещать разные обязанности.

Строительство и недвижимость

Иностранный капитал постепенно замещается объемами отечественных девелоперских компаний. Здесь также прошла серия слияний и поглощений, многие топ-менеджеры покинули состав акционеров и вывели на рынок собственные стартапы. Просела офисная недвижимость, однако появляются новые индустриальные и торговые объекты. Вопреки опасениям, активно развивается рынок жилья, куда переходят многие участники коммерческого сегмента.

Работодатели-лидеры — это крупные стабильные компании с надёжной репутацией и солидным портфелем проектов. Несмотря на волну сокращений, ключевые игроки сохраняют большие штаты сотрудников и формируют новые команды. Растет спрос на эффективных управленцев, предъявляются повышенные требования к специалистам по развитию и продвижению продуктов. Вместе с тем, снижается потребность в инвестиционных менеджерах.

Помимо высоких окладов, востребованные специалисты получают бонусы, которые достигают 100% годового дохода.

Расширились параметры отбора сотрудников: к этапам собеседования добавлены подготовка кейсов и дополнительные тесты. Число финальных кандидатов увеличилось до 3-4 человек на одну вакансию. При этом те, кто ищет работу, согласны на некоторое снижение дохода, тогда как занятые кандидаты стремятся сохранить теперешнее место и скептично относятся к предложениям более высокой должности с лучшими условиями оплаты.

Агропромышленный комплекс

В индустрии наметилась тенденция к серьезному росту: в связи с необходимостью в импортозамещении поступают значительные объемы государственного финансирования, увеличивается инвестиционная привлекательность, появляются перспективы для развития карьеры.

По-прежнему высок спрос на управленцев с опытом работы в агропромышленных структурах или крупных торгово-производственных компаниях FMCG-сферы. Однако АПК сильнее всего нуждается в производственных специалистах: ветеринарах, зоотехниках, агрономах, главных трактористах.

В последнее время в отрасли повысилась трудовая мобильность. Более того, работодатели готовы содействовать перспективному кандидату и членам его семьи при переезде и обустройстве на новом месте.

Коммерческая медицина

Значительные объемы инвестиций в частную медицину создали спрос на позиции на стыке медицины и коммерции. Из-за геополитических разногласий в этом году уменьшилось число иностранных специалистов. Отмечается тенденция к переманиванию профессионалов из других отраслей. Так, HR-директоров чаще всего привлекают из сферы HoReCa, FMCG или розничной торговли, руководителей новых медицинских центров — также из торгового бизнеса или телеком. В IT-компаниях ищут специалистов по продвижению сайтов и развитию колл-центров.

В целом по отрасли наблюдается спад: уменьшается поток клиентов, во многих сетях падают объемы выручки. Узкоспециализированные компании расширяют профиль: так, педиатрические клиники вводят услуги для взрослых, а центры диагностики предлагают лечение.

FMCG-сфера

Во второй половине 2015 года рынок рекрутмента в отрасли товаров повседневного спроса несколько стабилизировался. Всего полгода назад были чрезвычайно востребованы кризис-менеджеры, теперь же FMCG-компаниям нужны маркетологи, логисты, клиент-менеджеры, финансисты и специалисты по закупкам.

На данный момент аналитики воздерживаются от выводов о конкретных улучшениях. По сравнению с докризисным периодом в отрасли гораздо меньше вакансий, компании по-прежнему ограничены в расходах, а соискательский спрос существенно превышает предложение. Тем не менее, отмечено, что FMCG-бизнес лучше понимает своё реальное положение, нежели в начале года и восстанавливает способность к эффективному планированию потребности в персонале.

Fashion Retail

Некоторые розничные сети вынуждены уходить с рынка, но их место тут же занимают новые игроки. В наиболее благоприятной ситуации оказались продавцы эконом-сегмента, а также компании, у которых есть собственное производство в России.

Все фэшн-ритейлеры пересматривают стратегию развития, закрывают убыточные точки продаж, стараются формировать конкурентоспособный ассортимент, работают над привлечением покупателей.

Многие компании заняты поиском сильных кандидатов: создают новые команды, укрепляют штат, либо меняют расстановку сил. Увеличился спрос на маркетологов и специалистов в области коммерции (в том числе с опытом в производстве).

Хотя число соискателей существенно превышает число открытых позиций, компании активно укрепляют HR-бренд и стремятся удержать эффективных сотрудников.

IT-индустрия

IT-компании, а в особенности системные интеграторы, стали терять прибыль из-за девальвации рубля. Многие нашли выход в развитии новых направлений — сервисные услуги или разработка собственного ПО.

В центре внимания сегодня повышение клиентской лояльности. Сейчас каждому сотруднику ставится задача обеспечивать клиенту высокий уровень сервиса, который позволит сохранить долгосрочные отношения.

Основная часть представителей отрасли отказались от услуг аутсорсинга и стараются выполнять максимум операций собственными силами либо откладывать часть проектов до лучших времен.

Большинство IT-компаний нанимают штатных сотрудников на позиции, которые прежде передавались внешним подрядчикам. Расширилась функция внутреннего найма: специалистов, приглашенных на другие проекты, переориентируют на новые задачи.

Фармацевтика

Фармацевтическая отрасль завершает этот год без особых потрясений. На стабильность компаний практически не повлияли законодательные нововведения, связанные с импортозамещением и локализацией некоторых видов производства.

Большинство работодателей по-прежнему регулярно индексировали зарплаты персоналу и продолжали выплачивать дополнительное вознаграждение.

Топливно-энергетический комплекс

Предприятия ТЭК стремятся сохранить текущие производственные мощности, поэтому здесь постоянно востребованы специалисты, способные поддерживать стабильную работу устаревшего оборудования электростанций. Крупным генподрядчикам, развивающим новые проекты, требуются редкие специалисты по индустриальному строительству.

В отрасли выделился безусловный тренд: компании стремятся укреплять свои HR-подразделения. В некоторых корпорациях обсуждают возможность создать внутренние рекрутинговые агентства, которые обеспечат эффективный подбор квалифицированного персонала.

Реклама и медиа

Между компаниями, работающими в сфере рекламы и медиа, продолжается серьезная борьба за клиентов. Причем небольшие агентства всячески стараются переманить звёзд креатива у более крупных конкурентов.

В последнее время в отрасли участились сокращения менеджеров низового звена, за счет чего повышаются зарплаты мидл-менеджмента. Кроме того, стали активнее развиваться региональные агентства.

Eommerce

Участники рынка электронной коммерции переживают период затишья. Новый персонал подбирают в основном на стратегические должности. Повышения зарплат пока не намечается, однако меняется система мотивации.

Российский е-сommerce бизнес стал больше присматриваться к HiPo, нанимая таланты с тем чтобы перспективные специалисты росли и развивались вместе с компанией.