19.08.2015 Рынок зарплат и стратегия работодателей. Обзор исследования Antal Russia

Рекрутинговая компания Antal Russia опубликовала данные ежеквартального исследования рынка оплаты труда и основных тенденций поведения работодателей в условиях экономической нестабильности. В опросе, проведенном с 9 по 21 июля, участвовали 108 российских и международных компаний, представляющих разные сферы бизнеса: производство, ІT/телеком, строительство и недвижимость, розничная торговля, финансы, фармацевтика и пр.

Преобладающее большинство компаний (78%) оптимизируют издержки за счет экономии административно-хозяйственных расходов. Многие респонденты (39%) планируют либо уже проводят реорганизацию штатной структуры и сокращение численности сотрудников. 27% сокращают операционные расходы и только 9% опрошенных урезают вознаграждения сотрудникам.

Количество компаний, которые стремятся индексировать зарплату сотрудников, существенно возросло. Так, в начале апреля 68% работодателей не повышали уровень оплаты труда. Сейчас же их число уменьшилось до 35% (с учетом тех, кто планирует индексацию во ІІ полугодии). Больше половины респондентов (51%) увеличили заработную плату всему персоналу, 9% – только ключевым сотрудникам. Очевидно, отмечают аналитики, в ответах подразумевается стандартный размер индексации. Только 4% работодателей-участников опроса подняли оплату труда с учетом текущей девальвации рубля.

В отличие от начала года, несколько оптимистичнее выглядит ситуация с возможными сокращениями штатной численности. 45% компаний не намерены сокращать персонал в ближайшее время, 32% уже уволили лишних сотрудников либо как раз занимаются этим вопросом. Тем не менее, 49% респондентов не собираются нанимать дополнительных сотрудников. Планируют либо продолжают подбор новых специалистов только 10% работодателей.

Как отметил в комментариях к исследованию управляющий директор Antal Russia Михаэль Гермерсхаузен, работодатели воздерживаются от повальных сокращений штата и снижения уровня оплаты труда. Многие учитывают опыт предыдущего кризиса, когда пришлось с большим трудом заново набирать сотрудников, надеясь на позитивные сдвиги в экономике. Тем не менее, вряд ли стоит ожидать быстрых изменений к лучшему, а потому надо принимать ситуацию как есть. Компании, которым удалось адаптироваться к новой реальности, сохранили прибыльность. Остальным же придется продумывать дальнейшую стратегию оптимизации, чтобы уберечь бизнес от убытков.