31.05.2016 Как повлиял на российский бизнес новый закон о заемном труде

Хедхантиговая компания «Агентство Контакт» представила результаты исследования, посвященного информированности бизнеса о Законе о предоставлении заемного труда работников №116-ФЗ, который вступил в силу 1 января 2016 года.

Почти половина респондентов (44%) ответили, что новый регуляторный акт никак не повлиял на бизнес, поскольку в их компаниях не используется заемный труд. 35% недовольны нововведениями и опасаются дальнейшего развития событий: с 2017 года начнутся плановые проверки ГИТ, но и в этом году трудовая инспекция может инициировать внеплановую проверку. Вместе с тем, 11% опрошенных компаний не почувствовали значимых изменений, а 10% приветствуют новые правила.

kl1

Среди тех, кого не обрадовал Закон о заемном труде, 37% назвали главной причиной финансовые риски: с 01.01.2015 штрафы за нарушения Трудового кодекса суммируются. Для 28% основную угрозу представляет признание коэмплоймента. 23% считают, что принятый закон снизил степень защиты работодателя, а 12% больше всего недовольны увеличением объемов бумажной работы.

kl2

В этом году 44% компаний не планируют аутсорсинг персонала, тогда как 37% намерены перейти к такой практике. Как сообщили 11% респондентов исследования, еще в 2015 году руководство, не желая подстраиваться под новые законодательные требования, зачислило в штат всех заемных работников. 8% работодателей будут по-прежнему использовать аутсорсинг.

kl3

Те, кто собирается передать часть бизнес-функций на аутсорсинг, назвали в числе самых популярных специальностей административный персонал (30%), финансовых работников (18%), рабочих (16%), ИТ-специалистов (14%), мерчендайзеров (12%), клининг и кейтеринг (10%).

kl4

Через месяц (с 1 июля 2016 года) всем российским работодателям придется в обязательном порядке применять профессиональные стандарты. Однако на момент опроса (в марте 2016 года), большинство (70%) указали, что знают о предстоящих изменениях, но так и не поняли, что именно надо делать, а 5% думают, что требования касаются только госучреждений. Вместе с тем, четверть компаний заявили, что полностью разобрались в нормативных положениях и готовятся их выполнять.

kl5

Выбирая партнера-аутсорсера, компании прежде всего оценивают качество предоставляемых услуг, затем — насколько провайдер соблюдает все законодательные нормы. На третьем месте — стоимость услуги, на четвертом — давние теплые отношения.

kl6

Результаты исследования комментирует директор по развитию бизнеса «Агентства Контакт» Ольга Кладос.

«В 2016 году вступили в силу или в ближайшее время вступают законы, которые на первый взгляд кажутся трудновыполнимыми и мало осуществимыми. Вместе с тем, при грамотном подходе можно избежать основных ошибок, которые при проверках Государственной Инспекции Труда могут привести к колоссальным штрафам (с 01.01.2015 штрафы за нарушения ТК РФ мультиплицируются).

Также можно с уверенностью говорить о том, что практика — в том числе судебная — по вопросам вступления в силу с 01.01.2016 116-ФЗ (закона о заемном труде) пока не наработана.

Говорить о первых результатах можно будет в начале 2017 года, когда начнутся плановые проверки и накопится опыт по внеплановым проверкам. Только тогда станет понятно, как именно трактуют некоторые пункты закона проверяющие инспекторы и насколько грамотно составлены договоры и сильны юристы компаний.

Касательно вступления в силу Закона о профессиональных стандартах (ст.195.1 ТК РФ), необходимо готовиться и принимать соответствующие меры: вести разъяснительную работу с сотрудниками, приводить в соответствие названия должностей и должностные инструкции, проверять сотрудников, которые попадают под обязательную стадартизацию на профессиональное соответствие.»

 В исследовании приняли участие 110 респодентов (топ-менеджеры и HR-директора российских и международных компаний из разных секторов экономики). Опрос проводился в марте 2016 года.