19.08.2014 О специальной оценке труда

Закон о спецоценке и Методика ее проведения были приняты совсем недавно. Многие работодатели уже в этом году начали работу по проведению специальной оценке условий труда и столкнулись со множеством вопросов, ответов на которые не дает существующее законодательство. Журналисты «Главной книги» собрали вопросы читателей и обратились с ними в Министерство труда и социальной защиты. Отвечал на эти вопросы директор Департамента условий и охраны труда Валерий Корж.

Некоторые компании задаются вопросом, для чего им в принципе нужна специальная оценка условий труда. На это представитель Минтруда ответил, что сегодня специальная оценка условий труда является единственным инструментом для достоверного определения условий труда сотрудников. Это универсальный показатель, дающий информацию о том, где необходимо улучшить условия труда, какие средства профессиональной защиты использовать работникам и как рассчитать компенсацию за работу во вредных условиях труда. Результаты спецоценки являются показателем, на основании которого рассчитываются страховые взносы в ПФР. Добросовестный работодатель, заинтересованный в создании безопасных условий труда, будет использовать результаты спецоценки для снижения своих издержек как за счет снижения сумм выплат компенсаций сотрудникам, так и за счет экономии страховых взносов.

Кроме того, законодательство прямо обязывает работодателя обеспечить проведение специальной оценки условий труда. За невыполнение этой обязанности с 2015 года должностные лица юридических лиц и индивидуальные предприниматели будут привлекаться к административной ответственности в виде штрафа до 10 тыс. рублей, а за повторное нарушение – до 40 тысяч рублей. Компании могут получить штраф до 80 тысяч рублей, а при повторном нарушении – до 200 тысяч. 

Аттестация и спецоценка

Что касается действительности аттестации рабочих мест, проведенной до 1 января 2014 года,  Валерий Корж подчеркнул, что специальная оценка рабочих мест, в отношении которых ранее была проведена аттестация, может проводиться не позднее, чем через 5 лет после ее проведения. Работодатель может провести спецоценку, не дожидаясь окончания срока действия аттестации. Что касается спецоценки «несписочных» рабочих мест, она должна быть завершена не позднее декабря 2018 года. Датой завершения процедуры специальной оценки считается утверждение отчета о ее проведении.

О сроках проведения спецоценки

Некоторые работодатели жаловались, что организации, осуществляющие проведение спецоценки, растягивают эту процедуру на срок более полугода, мотивируя тем, что для осуществления спецоценки необходим замер температуры в офисе зимой и летом. Отвечая на вопрос о правомерности такого затягивания сроков, директор Департамента ответил, что сроки проведения спецоценки регулируются договором между работодателем и организацией, проводящей спецоценку. Методика проведения специальной оценки не содержит требований об обязательном изменении температуры в офисе в летний и зимний периоды. Целесообразность проведения дополнительных замеров температуры в различное время года определяется решением комиссии. Валерий Корж также обратил внимание, что исследование микроклимата необходимо проводить только на тех рабочих местах, которые расположены в закрытых производственных помещениях с установленным технологическим оборудованием, являющимся искусственным источником тепла или холода. К такому оборудованию не относится климатическая техника.

Интересовал читателей журнала и вопрос, зачем в Карте специальной оценки оказывать СНИЛС сотрудников, количество женщин и инвалидов. В.Корж пояснил, что СНИЛС работников необходимо указывать для расчета Пенсионным фондом стажа работы во вредных условиях труда, дающих право на досрочный выход на пенсию. Указание точного количества женщин и инвалидов на рабочих местах позволяет вести достоверный учет статданных, на основании которых впоследствии этим лицам могут быть предоставлены социальные гарантии и компенсации за работу во вредных (опасных) условиях труда.

Проводить или нет спецоценку вакантных рабочих мест?

Говоря о целесообразности проведения специальной оценки рабочих мест, являющихся вакантными, представитель Минтруда ответил, что такая оценка является неполноценной. В процессе спецоценки осуществляется измерение вредных и опасных факторов производства, провести которое можно только в ходе штатного производственного процесса. Именно тогда в полной мере проявляется вред, который может исходить от работающего оборудования, сырья и материалов, подвергающихся обработке. 

Плата за проведение спецоценки

Отвечая на вопрос о правомерности установления организациями, осуществляющими спецоценку, единого тарифа за проведение спецоценки одного и того же рабочего места без учета этапа работы, на котором она завершится (идентификации или измерений), Валерий Корж пояснил, что законодательство о специальной оценке не регулирует вопросы определения стоимости работ про проведению спецоценки. Стоимость оценки условий труда одного рабочего места устанавливает по соглашению между работодателем и организацией, осуществляющей спецоценку. Обоснованность результатов проведения спецоценки подтверждается организацией, проводящей спецоценку. 

Внеплановая спецоценка вновь образованного рабочего места

Валерий Корж разъяснил, что вновь организованным рабочим местом является рабочее место, отсутствовавшее в штатном расписании работодателя до его введения. Оно должно быть определено в структуре и локальных нормативных актах работодателя. Если же оно определено локальными актами, но пока является просто вакантным, проводить его спецоценку нецелесообразно из-за отсутствия производственных факторов. Внеплановой спецоценке также подлежат рабочие места, на которых изменился производственный процесс (было заменено оборудование, технология производства и пр.) Решение о необходимости проведения внеплановой оценки этих рабочих мест принимает работодатель с учетом выводов службы или специалиста по охране труда (при их наличии в организации).