16.12.2016 Новогодние подарки: формальность или персональное внимание?

На пороге Новый год и почти все готовят подарки для партнеров и любимых клиентов. Какие поздравительные расходы сегодня позволяют себе организации и что чаще всего дарят к праздникам — выясняла «Лаборатория HR Инноваций».

В конце ноября «HR Lab. – Лаборатория HR Инноваций» провела опрос, в котором приняли участие сотрудники HR-отделов 90 российских компаний с оборотом от 100 млн руб. в год.

Сколько тратят компании на бизнес-подарки

Как показало исследование, подарки принято делить на четыре класса: недорогие (до 1500 рублей), средние (до 3000 рублей), дорогие (до 5000 рублей), VIP (от 10000 рублей и больше).

Почти у всех компаний (95%)  есть две категории подарков: дорогие и недорогие. Впрочем, 25% выделяют промежуточную категорию «средние», а 21% закладывают в бюджет VIP-презенты.

Абсолютное большинство респондентов (90%) намерены вложить в подарки для клиентов и партнеров до 5000 рублей. Еще 6% предпочли бы потратить  меньшую сумму, и всего 4% могут позволить себе более значительные расходы. Компании, которые запланировали VIP-презенты, потратят  в 1,5-2 раза больше, чем остальные.

Что дарят клиентам и партнерам

К новому году большинство компаний (69%) предпочитают дарить алкоголь и шоколад. Примечательно, что статус клиента или партнера определяет стоимость и объем презента. Цена VIP-подарка может зависеть от уровня компании и отношения руководителя к вопросам выбора. Однако если раньше это были эксклюзивные вещи, то теперь их в основном заменяют праздничные продуктовые наборы: сладости, фрукты, алкоголь.

На весь подарочный бюджет может быть приобретен элитный алкоголь, или же сумма делится на несколько частей для покупки сборного подарка.

Почти треть компаний (32%) брендируют подарки и дополняют ими основной презент или вручают отдельно. Обычно это зонты, настенные календари и часы, флешки или офисная канцелярия: планинги, ежедневники, блокноты, ручки: средняя стоимость такого подарка — около 500 рублей.

Около 13% участников опроса стараются уйти от банальности и дарить что-нибудь полезное и неординарное. Такие компании начинают готовить новогодние сюрпризы еще в начале осени и поэтому успевают выбрать подарки, которые точно запомнятся и будут действительно приятными. А заодно получается сэкономить бюджет.

Только 7% указали, что для них исключительно важна оригинальность: выбор подарков поручают специальному сотруднику. Еще 3% стали использовать нестандартный и пока еще новый для России подход: поздравительный бюджет идет на благотворительность, а партнеры и клиенты получают праздничную открытку, где подробно описывается значимость и цель подарка, и к ней прилагается, к примеру, рисунок от воспитанников подшефного детдома.

***

Разумеется, у каждой компании свои финансовые возможности и свое отношение к «поздравительным традициям». Мы старательно повторяем «дорог не подарок, дорого внимание», и почти убедили себя, что это так и есть. Но вот что говорит о подарках Тим Сакетт (Tim Sackett), вице-президент компании HRU Technical Resources: «Традиционные подарки это скучно, формально, а иногда просто смешно». По его мнению, самое ужасное, что можно подарить — это настенный календарь, открытка с напечатанным поздравлением и брендированная чашка.

От себя добавим: вещи из этого списка не так уж бесполезны.  Дареные календари и ежедневники, сложенные аккуратной стопочкой на столе секретаря, благополучно разносятся по отделам, чашки с логотипами вполне годятся для чая и кофе, а из открыток можно наделать хорошеньких  гирлянд и украсить офис к Новому году. Но все-таки оригинальные презенты, сделанные от души, помнятся и ценятся гораздо больше, чем унылые протокольные "знаки внимания". И если вы уже потратили подарочный бюджет — в следующем году обязательно выбирайте что-нибудь особенное.