14.10.2016 Тайные комнаты, творческие лаборатории и комедия: cамые необычные методы обучения

Некоторые компании применяют весьма своеобразный подход к обучению, но тем не менее он работает и приносит высокие дивиденды. Квесты, самоделки, уроки импровизации — благодаря этим уникальным программам сотрудники одновременно развлекаются и развивают свои навыки.

Тренинги для персонала довольно часто проводятся ради галочки в списке задач. По данным исследования Bersin by Deloitte, компании ежегодно тратят около 130 миллионов долларов на корпоративное образование, однако другое исследование показало, что всего через 20 минут люди забывают 40% того, чему их учили, а на следующий день  — 64%.

Четыре компании выбрали другой путь и теперь обучают своих сотрудников буквально всему — от технологий до корпоративной культуры  — очень необычными методами.

Тайная комната

Телекоммуникационная компания Asurion разработала для новичков уникальную тренинговую программу в стиле популярного интеллектуального квеста Escape Room. Замкнутое пространство — кухня и гостиная — начинено взаимосвязанными цифровыми устройствами и все они заблокированы. Чтобы выбраться из комнаты, сотрудники должны диагностировать неполадки и настроить корректную работу системы. Задачу надо завершить за 45 минут.

«Этот тренинг дает практический опыт работы с самыми популярными сетевыми устройствами, а цель его — научиться предоставлять грамотную техническую поддержку», — говорит Винсент Фамвэн, генеральный директор по инновациям. — Кроме того, так мы прививаем терпение,  сочувствие и командный дух, что чрезвычайно важно при обеспечении клиентской технической поддержки. А самое главное — это весело!»

Импровизация

Многие блистательные комики начали свою карьеру в The Second City — популярном  шоу-театре импровизаций.  Сотрудники нью-йоркской компании Bluecore (email-маркетинговая платформа) тоже добиваются успеха благодаря остроумию и находчивости.

Генеральный директор Файез Мухаммад посещал классы по импровизации ради удовольствия и был чрезвычайно удивлен, насколько этот опыт пригодился ему в работе. Как он сам признает, «Это одно из  моих самых ценных достижений, наравне с профессиональным инженерным образованием».

Он решил ввести в компании обязательные уроки импровизации, и теперь каждый квартал в офис приезжает преподаватель и работает с сотрудниками.  «Умение импровизировать — это умение свободно общаться и четко формулировать мысли, — говорит Мухаммад. К примеру, надо изложить свои соображения коллегам, но инженеры сплошь и рядом бывают невероятно косноязычны».

«Искусство импровизации очень выручает в затруднительных ситуациях. Когда стоишь на сцене, не имея понятия о сюжете, но знаешь, что так или иначе придется выпутаться, надо быть находчивым и придумывать решения на лету».

Кроме того, импровизация объединяет людей в команду. «Вы должны работать сообща и поддерживать зрительный контакт, — продолжает Файез. Так вы дополняете друг друга, вместо того чтобы перебрасываться возражениями».

Построй рабочее место

Каждый новый сотрудник стартапа OfferUp (компания из Сиэтла, создала мобильное приложение-аукцион, где можно покупать и продавать товары) начинает первый рабочий день с того, что сам собирает свой стол и стул. Абсолютно все, будь-то стартовая позиция или высшее руководство, распаковывают ящик, достают инструменты и собирают свое рабочее место.

«Эта традиция действует еще с тех пор, когда мы работали в авральном режиме, — объясняет СЕО и сооснователь компании Ник Хазар, — и возникла она по необходимости. Поначалу у нас был очень маленький стартап и я просто замучился собирать все столы и стулья».

Такое упражнение — не просто практическое введение в корпоративную культуру, у него есть и другие плюсы. «Обычно это происходит так: все остальные подходят, говорят «Привет!», и предлагают помощь. А на самом деле это означает, что каждый готов засучить рукава и запачкаться».

Творческие лаборатории

Google славится своими выдающимися образовательными программами: например, раньше 20% своего рабочего времени сотрудники могли заниматься собственными важными проектами и осваивать новые возможности.  В 2010 году компания запустила программу CSI:Lab, развивающую творческое мышление.

CSI расшифровывается как «Творческие навыки для инноваций» и входит в общую программу «Гуглерам от гуглеров», где  сотрудники Google передают коллегам интересные и полезные знания.

«Суть CSI:Lab в достижении конечной цели: устроить мозговой штурм, выполнить черную работу и «сотворить» общий результат», — пишет в блоге компании Фредерик Дж. Пфердт (Frederik G.Pferdt), руководитель инноваций и программ по развитию творчества Google.

Пфердт запустил CSI:Lab, чтобы научить сотрудников «совершать открытия». «Я хотел собрать в одной комнате разнородную группу людей, которые решали бы сложные проблемы, обмениваясь друг с другом знаниями и одновременно развивая собственный скрытый потенциал. Основная цель — дать гуглерам возможность изобретать инновационные подходы и при этом каждый учится на деле, а не просто слушает».

На каждом таком занятии группа должна ответить на вызов, к примеру: «Как бы вы изменили привычный способ добираться на работу?». В процессе устраиваются опросы, идеи записываются на доске, а в конечном итоге выбирается и расширяется одна идея. Сотрудники получают целый набор строительных материалов (пластилин, проволоку, блоки LEGO, пёрышки), из которых создается наглядная модель.

Такой метод обучения помогает понять, откуда берется вдохновение, и как его повторить. Кроме того, люди учатся думать как дети, познавать природу вещей, погружаться в неизведанное, делиться знаниями и мыслями,  находить необычные материалы и создавать свое физическое пространство.

«Благоприятное окружение играет большую роль, поэтому так важно понять, какая обстановка вдохновляет на творчество», пишет он.

После успеха CSI:Lab компания Google стала привлекать к программе работников по всему миру. «Один гуглер рассказал мне, что после лабораторной сессии он сумел создать прототип решения одной из сложнейших командных задач», —  делится Пфердт. — Он описал, насколько это классно — брать на себя риск за принятое решение, и в итоге ему удалось убедить других гуглеров работать вместе с ним, чтобы усовершенствовать и реализовать его замысел. Ведь по большому счету, увидеть, насколько участников захватывает какая-то идея, которая затем применяется в компании — это и есть главная цель  CSI:Lab.

Источник: FastCompany