13.07.2016 Не теряйте своих кандидатов

Соискатели, как и клиенты, ожидают от компаний учтивости и обслуживания на достойном уровне. Однако компании крайне редко стремятся произвести приятное впечатление на кандидатов, и потому сами себе мешают создавать кадровый потенциал. Эксперты же полагают, что чрезмерная автоматизация рекрутинга может постепенно разрушить бренд работодателя.

Как показало недавнее исследование Future Workplace и CareerArc, почти 60% соискателей пережили негативный опыт общения с потенциальными работодателями и 72% из них рассказали об этом на сайтах отзывов, в социальной сети или поделились с коллегами и друзьями.

«Негативные отзывы кандидатов, выставленные на всеобщее обозрение, — это серьезный удар по кадровому резерву, — говорит Дэн Шобель, директор центра аналитики Future Workplace. Современные соискатели — продвинутые исследователи. В поисках работы они изучают в среднем 16 разных ресурсов (по данным отчета CareerBuilder’s 2016 State of Recruitment). Неважно, услышали они плохие отзывы от коллег или прочли их в сети (к примеру, на LinkedIn и Glassdoor). Это отпугнет кандидата от вакансии, хотя в ином случае она бы его заинтересовала. Получается, что компании сами отталкивают людей, которые могли бы стать отличными работниками».

«Многих рекрутеров весьма удивят настоящие причины недовольства кандидатов, — дополняет Кирстен Дэвидсон, директор службы поддержки бренда работодателя Glassdoor Inc. (крупнейший рейтинговый портал). — Дело вовсе не в агрессивных интервью и не в занудной проверке анкетных данных. Основную часть ругательных отзывов оставляют люди, которые не получали обратной связи!»

К сожалению, такое отношение встречается слишком часто: 65% соискателей — участников опроса Future Workplace, заявили, что работодатели ни разу не отвечали на отклик, либо отвечали крайне редко. Респонденты аналогичного исследования  CareerBuilder’s подтвердили, что больше всего раздражает, когда работодатель просто игнорирует отклики на вакансию. «Составляя резюме, кандидаты вкладывают немало времени, поэтому вполне можно понять, что они чувствуют, если компании не утруждают себя даже коротким ответом, — продолжает Дэн Шобель. — Соответственно, о работодателе складывается крайне неприятное впечатление».

Начните с простого «Спасибо!»

И как же должны поступать рекрутеры? Особенно те, кто получает сотни откликов на вакансии. Где взять время, чтобы отправить личное благодарственное письмо каждому соискателю? Но каждый отрицательный отзыв, опубликованный в открытом доступе, разрушает репутацию компании (за исключением, конечно, тех, у кого есть система приветствия кандидатов).

К примеру, Glassdoor — компания, предоставляющая работникам платформу для оценки настоящих и будущих работодателей,  стремится исправить  ситуацию. Несколько лет назад сайт выяснил, что большинство минусов поставлены просто потому, что кандидатам не ответили на  отклик.

После этого в компании составили список способов, которые могли бы улучшить взаимодействие с кандидатами — в том  числе отвечать каждому, кто откликнулся на вакансию.  «Для нас было важно выстроить измеримый процесс», — отмечает Кирстен Дэвидсон. Соискатели, которые вообще не соответствуют требованиям позиции, получают автоматическое электронное сообщение: их благодарят за внимание к вакансии и дают понять: «вы не подходите нам сейчас, но оставайтесь на связи!». Кандидатам, которые были выбраны для дальнейшего скрининга и собеседований, отправляют персональное письмо, где сообщается, на каком они этапе и/или почему они не подходят для этой работы. С внедрением такой системы компания Glassdoor «заработала» 73% одобрительных оценок своего подхода к отбору сотрудников — и это при том, что доля всех позитивных оценок работодателей на сайте в среднем составляет 53%.

«Отвечать кандидатам — не просто вежливость. Это в целом важно для имиджа компании, — считает Робин Ричардс, генеральный директор CareerArc. — Если вы проявили к человеку уважение, он становится промоутером вашего бренда в сети. На языке маркетологов это означает: «отслеживать лояльность клиентов». Подсчитывая, сколько людей откликается на предложение работы, используйте такой мощный маркетинговый инструмент повышения лояльности, как благодарственные письма».

К тому же, отзывы кандидатов пригодятся компаниям для того, чтобы оценивать эффективность рекрутингового процесса и выявлять участки, которые требуют улучшения. Если рейтинг снижается, Кирстен Дэвидсон рекомендует рекрутерам писать людям в позитивной и неконфликтной форме. «Если вы извинитесь и скажете, что хотите  исправить свою ошибку, негативное впечатление можно изменить на нейтральное. Кроме того, все профессиональное сообщество узнает, что вы действительно заботитесь о людях». Как показало внутреннее исследование Glassdoor, 62% сотрудников стали гораздо лучше относиться к компании, увидев ее ответ под отзывом.

«Возможно, многие воспримут необходимость рассылать благодарности неподходящим кандидатам как дополнительную нагрузку (а времени и так в обрез). Но для бизнеса действительно полезно выражать признание людям, которые проявили интерес к работе в вашей компании, —  советует Робин Ричардс. — В нашем огромном высокотехнологичном мире даже небольшая любезность позволяет людям почувствовать свою ценность и очень благоприятно влияет на бренд работодателя».

Sarah Fister Gale для Workforce Magazine.  Перевод HRdocs.ru