08.02.2016 Наёмный труд или Свой бизнес: обзор исследования «Агентства Контакт»

Хедхантинговая компания «Агентство Контакт» представила результаты недавнего опроса «Наёмный труд или Свой бизнес», проведенного среди топ-менеджеров российских и международных компаний.

Сегодня многие руководители высшего уровня (27%) совмещают основную работу с развитием своего бизнеса, причем 14% из них управляют собственной компанией. Еще 28% планируют открывать своё дело. Отрицательный ответ дали 31% респондентов. Примечательно, что отвечая на подобный вопрос в 2013 году, лишь 17% заявили, что у них нет собственного бизнеса.

 1

Приблизительный уровень дохода представителей высшего менеджмента компаний, работающих в России, составляет минимум 100 тысяч рублей, верхняя планка превышает 600 тысяч рублей.

2

Абсолютное большинство нынешних лидеров (97%) начали строить карьеру в ранней молодости, с 18-25 лет. Сейчас у трети из них более 50 сотрудников в подчинении, чуть меньше половины (47%) возглавляют небольшие команды до 10 человек, 11% — от 10 до 20, 9% — от 20 до 50 человек.

 4

Главная причина, по которой топ-менеджеры не решаются открывать собственную компанию — недостаток финансов (53%). Очень многие (35%) не представляют, как совместить основную работу и свой бизнес, 17% признают, что им не хватает организационных навыков, 7% опасаются негативного восприятия коллег. Есть и другие камни преткновения: боязнь рисков, отсутствие мотивации или прорывной бизнес идеи (21% ответов).

5

Тем не менее, среди тех, кто все-таки успевает одновременно руководить и заниматься предпринимательством, немало талантов (38%), которым удается совмещать абсолютно разные виды деятельности. Направление, смежное с профилем компании, развивают 32%, для 30% основной работой является собственный бизнес.

Многие наёмные управленцы (40%) стали самостоятельными предпринимателями после того, как приобрели солидный опыт лидерства в качестве управленцев на наемной работе. Для 21% бизнес начался с хобби, 11% основали свою компанию еще в молодости, а затем приняли предложение возглавить стороннюю компанию. Вместе с тем, 17% топ-менеджеров признали, что им пришлось закрыть собственный бизнес и сделать выбор в пользу руководящей должности в другой компании.

 8

Некоторые участники опроса (11%) открыли собственное дело еще в 23-25 лет. Однако тех, кто пришел к этому уже в зрелом возрасте (30-40 лет) намного больше — 44%. Группа от 40 до 45 лет составляет 11%. Результаты исследования позволяют предположить, что с возрастом сложнее принимать рискованные решения, искать свою нишу на рынке и создавать бизнес с нуля.

 9

Компании со штатной численностью больше 50 человек принадлежат 15% респондентов. Остальные владеют небольшими фирмами: меньше 10 сотрудников — 46%, от 10 до 20 — 21%, от 20 до 50 — 18%. При этом больше трети участников опроса (35%) указали, что в их бизнесе заняты друзья, 22% задействуют родственников, 19% доверяют коллегам с основного места работы. Никого из вышеперечисленных лиц не привлекают 24%.

7

Из ответов управленцев-предпринимателей выделились три самых крупных отраслевых группы. Компании в сфере FMCG создали 18 %, в торговле — 16% в сельском хозяйстве — 12%. Категорию «Другое» выбрали 14%. Наименее популярной оказалась туристическая отрасль — всего 1%.

Возможно, при сегодняшней ситуации для респондентов были бы привлекательны другие направления: по их мнению, сегодня целесообразнее всего открывать бизнес в сфере услуг, ритейл и IT. Характерно, что товары повседневного спроса занимают только седьмую позицию в списке перспективных отраслей, а на последнем месте — индустрия общественного питания.

 11

Итоги исследования комментирует партнер «Агенства Контакт» Галина Спасенова: Работодателям стоит подумать о том, как использовать и развивать дух предпринимательства своих топ-менеджеров, что будет давать дополнительные возможности для заработка и не будет толкать топов искать возможности «на стороне», открывать конкурирующий или отличный от основного места работы бизнес.

Исследование проводилось в январе 2016 года. В опросе участвовали 520 представителей высшего менеджмента российских и международных компаний из разных отраслей экономики (мужчины — 78%, женщины — 22%).

Соотношение участников по возрасту:

10