31.07.2017 Тренды развития мотивационных систем: цели и задачи

Все больше компаний пытаются сделать систему работы более прозрачной и открытой, и повысить информированность сотрудников, стремясь тем самым повлиять на их вовлеченность и лояльность. Однако при всех позитивных изменениях большинство работодателей напрасно тратят усилия и бюджеты на внедрение систем мотивации: разрабатывая одни показатели, оценивают другие или не оценивают вовсе.

Эксперты службы исследований Зарплата.ру и «Визави Консалт», представили результаты совместного исследования «Тренды развития мотивационных систем в России»*.

В большинстве российских компаний (59%) система мотивации не формализована – в лучшем случае она прописана, но не автоматизирована, и руководитель самостоятельно принимает решение о поощрении сотрудника. 

assets/media/zarplata3107_1.jpg

Однако наметились положительные изменения: все больше компаний пытаются сделать систему работы в компании более прозрачной, повышают информированность персонала, тем самым влияя на его вовлеченность и лояльность. 

22% опрошенных компаний уже автоматизировали свою систему мотивации, а в каждой пятой система мотивации прописана и доступна. По мнению аналитиков, в ближайшие годы этот тренд будет развиваться.  Сначала станет больше компаний, готовых «открыться» перед сотрудниками, а затем и перейти к автоматизации систем мотивации.

Возможность видеть онлайн степень выполнения плана/поставленных задач доступна преимущественно сотрудникам крупных компаний. Происхождение  компании – российская или международная –  не влияет на уровень автоматизации, равно как и территориальное расположение.

Самыми популярными по-прежнему остаются такие мотивационные инструменты:

• индивидуальные планы развития, 

• внутренние соревнования и конкурсы, 

• командообразующие мероприятия, 

• поощрение креативных идей и инноваций. 

При этом крупный бизнес в последний год акцентировал внимание на участие в ярких, значимых для компании проектах, выходящих за рамки функционала, а также поощрение ЗОЖ. 

assets/media/zarplata3107_1.jpg

Таким образом, можно сделать вывод, что в основном вводятся быстрые и дешевые системы мотивации. Вместе с тем, теперь уделяется больше внимания личности сотрудника, его персональному вкладу. Этот тренд — внимание к каждому — будет продолжаться. 

Компании внедряют системы мотивации прежде всего ради повышения эффективности и производительности персонала (59%), на втором месте в списке приоритетных задач – развитие персонала (45%), затем – лояльность (42%) и привлечение сотрудников (33%). Отмечено, что важность измерения последнего показателя зависит от размера компании. Чем крупнее бизнес — тем больше уделяют значения (47% в крупном бизнесе против 27% в малом).

При этом удовлетворенность персонала как инструмент мотивации рассматривают чаще в крупном (40%) и малом бизнесе (40%), а вот в среднем бизнесе этот показатель не так значим – 28%.  

Кстати, если посмотреть географическое распределение, то для московских компаний удовлетворенность персонала  менее важна, чем для работодателей из других городов (29% против 41%).

Результаты опроса показали, что задачи, которые ставятся перед HR, не вполне соответствуют установленным критериям для измерения эффективности систем мотивации. Основные HR-метрики — производительность (54%), лояльность (43%), удовлетворенность (41%), вовлеченность (38%), показатели эффективности привлечения персонала. А вот развитие персонала, на которое, как указано выше, делает ставку 45% компаний, не входит в систему оценки эффективности HR. 

На показатели эффективности привлечения персонала ориентируются преимущественно компании крупного бизнеса (54% против 25% в малом бизнесе). 

Для малого бизнеса характернее вообще не оценивать показатели эффективности (так ответили 22% респондентов). Кроме того, несмотря на то, что представители небольших компаний указали удовлетворенность персонала среди основных инструментов мотивации, малый бизнес не особенно заботят реальные  показатели удовлетворенности (39% против 46% и 47%). 

В целом можно сделать вывод, что абсолютное большинство компаний (84%)  тратит усилия и бюджеты на внедрение систем мотивации напрасно. Разрабатывая одни показатели, оценивают другие или не оценивают вовсе: на вопрос «Измеряете ли влияние системы мотивации персонала на эффективность бизнеса?» 47% ответили, что измеряют на глазок, а 37% вообще не измеряют.

* В исследовании приняли участие 711 респондентов. Среди них: 40% HR Generalist, руководитель отдела персонала; 32% менеджер (специалист), 28% вице-президент, директор по персоналу. 

Участников опроса  условно разделили на три категории по размеру компании:

  • Малый бизнес – до 200 сотрудников 
  • Средний бизнес – 201-1000 сотрудников
  • Крупный бизнес – 1001-5000 сотрудников. 

Были опрошены как российские компании, так и иностранные, работающие в России. 

Справка о компании

Зарплата.ру –федеральный сайт по поиску работы и персонала в России, входит в состав международного холдинга Hearst Shkulev Digital. Зарплата.ру входит в ТОП 3 России в категории «Job-сайты» (по данным LiveInternet). Ежедневно проект Зарплата.ру посещают более 400 тысяч пользователей, количество просмотров составляет более 7 миллионов страниц в день. Месячная аудитория портала – 3,5 миллиона человек.