06.03.2017 Только 15% топ-менеджеров в России – женщины

Большинство женщин подтверждают, что возможности для карьерного роста в их компании не зависят от гендерной принадлежности, но при этом каждая вторая указывает на барьеры, препятствующие развитию карьеры наравне с мужчинами – показало недавнее исследование рекрутинговой компании Hays Leading Women-2017»

  • 31% опрошенных считают, что труд мужчин и женщин с одним и тем же уровнем квалификации не оплачивается одинаково 
  • Почти 70% российских женщин за равномерное распределение времени между семьей и работой
  • 62% женщин видят барьеры для карьерного роста
  • Больше 70% россиян считают, что есть сугубо мужские и женские профессии

В российских компаниях немного больше женщин-топов, чем в международных (18% против 14%). А женщин на позиции линейного менеджера за год стало на 8% больше – 45%. Об этом свидетельствует исследование гендерной диверсификации в России и мире «Leading Women-2017», проведенное рекрутинговой компанией Hays.

Зарплата

Доля респондентов, считающих, что труд мужчин и женщин с одним и тем же уровнем квалификации оплачивается одинаково, выросла до 69% (+1 процентный пункт по сравнению с 2016 г). Тем не менее, если сделать срезы по мужчинам и женщинам, результат довольно резко отличается. 35% женщин считают, что женские зарплаты отличаются от мужских. Среди мужчин так считают 19%.

Среди тех, кто признает наличие разницы, только 2% респондентов полагают, что заработная плата у женщин выше, а 22% думают, что их заработная плата ниже.

Амбиции

Амбициозных женщин довольно много, и они сразу метят на вершину. Тем не менее, для мужчин это все же более характерно. Самую высокую позицию в компании/профессии хотели бы занять 68% опрошенных мужчин и 53% женщин. При этом 35% женщин и только 20% мужчин считают удавшейся карьерой позицию директора подразделения.

Итоги опроса показали, что мужчины и женщины почти одинаково оценивают свои возможности подняться по карьерной лестнице с текущей должностной ступеньки. Наличие возможности на текущем месте работы реализовать свои карьерные амбиции признали 51% опрошенных мужчин и 47% женщин.

Сотрудники обоих полов одинаково считают, что их руководители знают о карьерных планах своих подчиненных. 37% респондентов-мужчин и 37% женщин абсолютно уверены в том, что менеджер в курсе их карьерных амбиций.

Около 8% мужчин нацелены на максимальную реализацию в семье, а 22% считают своим главным приоритетом построение карьеры, и 64% выступают за равное распределение усилий между семьей и работой. Женщины чуть меньше нацелены на карьерный рост в ущерб личной и семейной жизни. Как и среди мужчин, 8% женщин-респондентов выступили за максимальную реализацию в семье, а 17% сказали, что "мой главный приоритет – построение карьеры", и 69% поддерживают равное распределение усилий между семьей и работой.

Барьеры

62% женщин в России по-прежнему считают, что для карьерного роста существуют гендерные барьеры. Так же считает только 29% мужчин.

59% женщин считают, что существуют неформальные договоренности и стереотипы, например, что есть типично «мужские» позиции. Это наиболее распространенный барьер. На втором месте среди барьеров карьерного роста - декрет. Из-за вынужденных перерывов в карьере руководство сложнее продвигает женщин на управленческие позиции. Это и декретные отпуска, и отпуска по уходу за ребенком. Так считают 57% респондентов. В целом женщине сложно совмещать успешную карьеру и семейную жизнь, полагают 52% опрошенных. Также среди популярных ответов - «В обществе существует предвзятое отношение к женщине-руководителю» (41%).

Гендерная диверсификация

71% респондентов считают, что существуют сугубо мужские и женские профессии, только 29% - что нет.

К женским специальностям, по мнению всех опрошенных, можно отнести управление персоналом, статистику, бухгалтерию, профессии, связанные с обучением и воспитанием детей, продажи, коммуникации, искусство, психологию, работу в сфере обслуживания, СМИ.

Среди мужских сфер деятельности – строительство, IT, нефтегазовый сектор, тяжелая промышленность и машиностроение, охрана и оборона, металлургия, хирургия, мореплавание, добыча ископаемых.

 82% опрошенных признали наличие официальной гендерной политики в своей компании. 37% считают, что эта политика довольно хорошо соблюдается, а 33% – что она соблюдается хорошо.

Анна Михеева, Руководитель направлений Legal, HR, Officesupport и FinancialInstitutions рекрутинговой компании Hays в России:

 «В первую очередь следует отметить, что продвижение на высокие посты чаще всего происходит с позиций, которые связаны с развитием бизнеса, в том числе с продажами. Этот блок, как правило, в большей степени привлекает мужчин, так как развитие бизнеса часто предполагает жесткость в принятии решений, мобильность и некоторую нестабильность, связанную с возможными рисками. Мы наблюдаем, что женщины чаще мотивированы на стабильность, поэтому изначально в развитии бизнеса мы видим больше мужчин. Кроме того, женщины по природе своей зачастую больше ориентированы на семью, этот фактор делает их амбиции относительно карьеры более умеренными.

До сих пор есть ряд индустрий и профессий, которые более популярны среди мужчин. Например, IT, добывающая промышленность, производство (особенно в удаленных регионах). В перечисленных отраслях большое значение имеет высшее образование, и женщин в подобных профильных вузах намного меньше.

Работодатель часто ориентируется на финансовые ожидания кандидатов, и наши наблюдения показывают, что женщины при переходе запрашивают меньшее повышение заработной платы, чем мужчины. Тем не менее, когда работодатель размещает позицию, он закладывает определенную финансовую «вилку», и она не меняется в зависимости от пола потенциального кандидата. Выбор все же делается по совокупности факторов (опыт, квалификации, мотивация и т.д.)»

 Об исследовании

Исследование «Leading Women» проводилось рекрутинговой компанией Hays с 16 января по 3 февраля 2017 г. среди клиентов и кандидатов российских офисов Hays. Метод сбора информации – интернет-опрос, состоящий из 45 вопросов. В опросе приняли участие 1 614 респондентов. 64% из них – женщины, 36% - мужчины.

Участники опроса - представители крупнейших российских (15%) и международных компаний (46%), среднего (13% и 7% соответственно) и малого бизнеса (7% и 10%), а также госкомпаний (2%).

 Полный отчет об исследовании доступен по ссылке.