14.02.2017 В России сохраняется интерес к корпоративным пенсионным программам

Дополнительное пенсионное обеспечение сотрудников постепенно становится частью пакета вознаграждения среди работодателей в России. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, за последние шесть лет увеличилось число компаний, внедривших корпоративные пенсионные планы (КПП).

Об этом свидетельствуют результаты, представленные в третьем выпуске обзора PwC, посвященного использованию корпоративных пенсионных планов на российском рынке.

Карина Худенко, партнер практики по оказанию услуг в области управления персоналом и налогообложению физических лиц PwC отметила:

«Предоставление дополнительного пенсионного обеспечения сотрудникам постепенно становится частью пакета вознаграждения среди работодателей в России.  На наш взгляд, работодатели должны занимать более активную позицию в отношении будущего своих сотрудников, вовлекая их в программы совместного финансирования корпоративных пенсионных планов и стимулируя сотрудников откладывать часть своего дохода в корпоративную пенсионную программу взносом со стороны работодателя.  Зная довольно тревожную статистику о том, насколько низки сбережения (и, в целом, "ликвидные активы") у среднестатистического россиянина в трудоспособном возрасте, в том числе и среди представителей "среднего класса", было бы наивно и абсолютно неверно предполагать, что с финансированием своей жизни после выхода на пенсию обычный сотрудник должен справляться самостоятельно».

Результаты обзора 2016 года подтверждают тенденции, которые прослеживались в предыдущих выпусках (за 2011 и 2014 гг.): компании считают КПП эффективным инструментом как для удержания персонала и его мотивации, так и для создания имиджа социально ответственного работодателя и обеспечения благоприятных условий для выхода сотрудников на пенсию.

При этом представители предприятий, у которых нет КПП, указали, что к числу основных факторов, препятствующих его внедрению, по их мнению, относится отсутствие бюджета на увеличение затрат на персонал и то, что сотрудники не ценят подобные программы. Однако результаты опроса компаний, которые уже внедрили КПП, противоречат этому расхожему мнению.

Среди наиболее распространенных функций и характеристик КПП, которыми активно пользуются компании – участники опроса, можно выделить следующие:

  • администрирование российскими НПФ (78 % компаний, принявших участие в опросе);
  • равные права на участие в КПП для всех или большинства категорий сотрудников (более 50 % компаний);
  • минимальные возрастные ограничения для участия сотрудников или отсутствие каких-либо требований (66 % компаний);
  • требования к стажу работы в компании отсутствуют либо минимальны (66 % компаний);
  • принцип совместного финансирования (47 % компаний);
  • планы с установленными взносами (73 % компаний);
  • взносы работодателя составляют от 3 до 7 % от годовой базовой зарплаты сотрудника;
  • у 36 % компаний-респондентов действующие на сегодняшний день КПП были внедрены более пяти лет назад и у 40 % компаний – участников опроса – более десяти лет назад;
  • 91 % компаний-респондентов, использующих КПП, довольны работой внешних провайдеров, администрирующих их КПП.

Об исследовании

Исследование проводилось в ноябре–декабре 2016 года. В электронном анкетировании приняли участие 114 российских и иностранных компаний, работающих на российском рынке и представляющих более чем 20 отраслей экономики.

Полную версию отчета можно запросить на сайте PwC в России