30.03.2017 В большинстве компаний есть кодекс корпоративной этики

Многие работодатели устанавливают строгие правила корпоративной этики и требуют от своих сотрудников ежедневно их соблюдать. Вместе с тем, в большинстве случаев этот кодекс состоит из требований и дисциплинарных предписаний, а вот межличностным отношениям и моральным принципам у нас пока уделяют очень мало внимания – показало недавнее исследование «HR Lab. – Лаборатории HR Инноваций.

71% опрошенных сотрудников* сообщили, что  в их компаниях  есть официальный свод правил корпоративной этики. Иначе говоря, от них требуется ежедневно соблюдать принципы внутренней культуры и нормы поведения.  

Как оказалось, для работодателей важнее всего, чтобы сотрудники соблюдали трудовой распорядок. 85% респондентов указали, что придерживаются установленного рабочего графика: приходить и уходить в определенные  часы,  укладываться в отведенное на обеденный перерыв время,  контролировать количество и длительность перекуров.

На втором месте среди обязательных требований  – дресс-код. 73% участников опроса говорят, что у них в офисе очень строго относятся  к внешнему виду и стилю одежды. А за нарушение дресс-кода могут оставить без премии или бонусов.

Кстати, в крупнейшем швейцарском банке UBS разработано объемное руководство по дресс-коду на 44 страницах, где очень подробно расписано, что нельзя надевать на работу (вплоть до цвета нижнего белья!), а что, напротив, приветствуется. А в японской корпорации Maeda Corp требуют, чтобы все сотрудники носили одинаковую «форменную» стрижку – так компания проявляет заботу о  сохранении природных ресурсов и чистоте окружающей среды. Руководство считает, что при этом уходит меньше шампуня и воды, а феном можно пользоваться гораздо реже.

Далее в списке правил корпоративной этики следуют наиболее распространенные запреты. Третью позицию занимают отвлекающие факторы: сотрудникам нельзя заходить в социальные сети, переписываться в личной почте и бродить по развлекательным ресурсам (65%). На четвертом месте – строгий запрет употреблять пищу на рабочем месте  (50%). Для того, чтобы съесть яблоко или шоколадку, надо выйти из кабинета.  И на пятом месте – личные телефонные разговоры в офисе (30%).

Кстати: есть компании, для которых понятие корпоративной этики не ограничивается рамками поведенческих шаблонов и указаний «как себя вести». Более того, они поступают наоборот и предоставляют людям больше свободы действий. Так, в компании Zappos сотрудников поощряют оформлять рабочее пространство по собственному усмотрению: рядом со своим столом можно поставить даже кровать. В Google нет строгого рабочего графика, там считают, что главное - укладываться в дедлайны.  А кроме того, гуглеры могут обедать в кафе, где на выбор представлены разные кухни мира, отдыхать в комнатах для  развлечений и поддерживать мышечный тонус в спортивных залах.

«Обычно корпоративная этика направлена на то, чтобы сплотить коллектив, компания озвучивает свои правила новичкам, чтобы те смогли ощутить себя членами команды, понять и разделить общие ценности. Также это делается и для поддержания порядка, - говорит Егор Сафрыгин, директор департамента маркетинга «Медицина» Группы «АльфаСтрахование». – Внедрение корпоративной этики – непростой труд, случаются и ошибки, способные создать компании негативный имидж. Не стоит забывать, что каждое правило должно отвечать на простой вопрос, какой положительный результат оно принесет организации?».

*В исследовании «HR Lab. – Лаборатории HR Инноваций», проведенном для Аналитического  Центра «АльфаСтрахование», участвовали  сотрудники 100 российских компаний с годовым оборотом от 100 млн рублей