05.09.2016 Как выглядит компенсационный пакет в российских компаниях

Работодатели стали реже обучать персонал за свой счет и компенсировать расходы на проезд, очень немногие компании продолжают оплачивать абонементы в спортзалы и бассейны, зато охотно предоставляют сотрудникам скидки на продукцию собственного производства. В каждой десятой компании вообще не предусмотрен компенсационный пакет — выяснил исследовательский центр портала Superjob.

Первое место среди мотивационных стимулов занимают корпоративные мероприятия: больше половины российских работодателей (59%) включают их в компенсационный пакет. Довольно часто практикуется оплата мобильной связи (47%) и обучения (46%). В 42% компаний принято поощрять персонал подарками к праздникам, почти столько же (41%) предоставляют сотрудникам возможность приобретать свои продукты и услуги по сниженной цене. Медицинскую страховку (полис ДМС) оплачивают 24% работодателей, 21% — питание. 19% обеспечивают сотрудников бесплатным служебным транспортом, 12% дают несколько дополнительных дней к ежегодному отпуску. Всего по 6% готовы выделять беспроцентные ссуды, возмещать расходы на проезд в общественном транспорте, или часть расходов на отдых. Только 5% оплачивают занятия спортом. В каждой десятой компании вообще нет компенсационного пакета.

ko1

ko2

За два года число работодателей, которые отменили компенсационный пакет, выросло очень незначительно: 10% в 2016 году против 9% в 2014. Вместе с тем, отмечают аналитики Superjob, во многих компаниях «выпали» из системы компенсаций такие опции, как обучение сотрудников (46% в 2016 г. против 51% в 2014 г.), служебный транспорт (19% против 23%), фитнес (5% против 12%), проезд в общественном транспорте (6% против 12%). Зато теперь  компании охотнее предоставляют сотрудникам скидки на продукцию собственного производства.

Как показал параллельный опрос, содержимое компенсационного пакета, который готовы предложить компании, существенно отличается от того, что на самом деле хотят получить сотрудники. Самый востребованный пункт у большинства опрошенных — профессиональное обучение за счет работодателя. Для 37% россиян важна медицинская страховка, 34% хотели бы пользоваться льготными путевками. Для 30% респондентов интересна  оплата спортивных абонементов, 28% — бесплатное питание, 27% привлекает беспроцентная ссуда. Ездить на работу служебным  транспортом хотели бы 19%  работников, компенсация расходов на проезд общественным транспортом желательна для 15%. Дополнительные дни к отпуску не помешали бы 13% респондентов, 11% хотели бы, чтобы им оплачивали расходы на мобильную связь. Возможность покупать продукцию своей компании по сниженной цене привлекательна для 7% сотрудников. Только 4% отметили праздничные подарки и лишь 3% — корпоративные мероприятия. Остальные указали среди привлекательных опций служебное жилье, оплату ГСМ и амортизацию личного автомобиля, сокращенную рабочую неделю.

ko4

ko5

ko6

В результате опроса выявлена закономерность: с возрастом людей гораздо больше волнует медицинское страхование, чем бесплатные обеды. Чем младше респонденты, тем привлекательнее для них подарки к праздникам и возможность покупать продукцию своего предприятия по специальной цене. Уровень интереса к таким привилегиям как полис ДМС, обучение за счет компании и беспроцентная ссуда возрастает пропорционально уровню доходов. С другой стороны, чем ниже зарплата, тем чаще сотрудники хотят пользоваться скидкой на услуги и продукты компании, получать дополнительные дни к ежегодному отпуску, льготные путевки или частичное возмещение отпускных расходов. Мужчин чаще интересует оплата питания и служебный транспорт, для женщин важнее оплата полиса ДМС, расходов на проезд в общественном транспорте и курортных путевок.

Опрос проводился во всех округах России, с 4 по 18 августа 2016 года. В исследовании участвовали две группы респондентов: в первой 1000 менеджеров по персоналу и других специалистов, ответственных за подбор сотрудников, во второй — 1600 экономически активных россиян старше 18 лет.