05.12.2017 Когда роботы заменят HR

Как показало исследование рекрутинговой компании Antal, практически все компании автоматизируют HR-процессы, и большинство оценивает свой уровень HR-автоматизации как высокий или средний. Чаще всего автоматизированы кадровое делопроизводство и расчет вознаграждения, несколько реже – рекрутмент и оценка персонала.

По результатам недавнего исследования* Antal, 81% компаний автоматизируют HR-процессы.  Большинство участников опроса оценивают свой уровень HR-автоматизации как средний или высокий. Только 16% опрошенных считают уровень автоматизации в своей компании низким.

В каждой третьей компании HR-процессы уже автоматизированы, около половины участников опроса автоматизировали  функционал хотя бы частично, 13% планируют начать автоматизацию. И только 6% предпочитают работать по старинке и вообще не собираются ничего менять.

antal0412

Компании делают ставку на технологии и признают преимущества автоматизации

В качестве плюсов респонденты назвали:

  • Оптимизация рабочего процесса и освобождение сотрудников от рутинных задач;
  • Консолидация, систематизация данных. Обеспечение их объективности и доступности;
  • Предоставление важной для сотрудников информации;
  • Улучшение коммуникации между сотрудниками;
  • Мотивация сотрудников. Автоматизированные HR-системы увеличивают лояльность к работодателю: сотрудники видят и ценят стремление к инновациям. Кроме того, могут быть автоматизированы HR-функции, непосредственно влияющие на мотивацию: talent management, компенсации и премии, обратная связь.

«Современные технологии и инструменты позволяют HR быть ближе к сотрудникам: мгновенно отвечать на запросы и быть на связи, непрерывно обучать персонал и анализировать данные» – отмечает партнер Antal Сергей Моженин.

Чаще всего автоматизируется КДП, расчет вознаграждения, обучение и рекрутмент

Респонденты  исследования чаще всего заявляли об автоматизации таких функций 

  • кадрового делопроизводства (90%), 
  • расчета вознаграждения (68%), 
  • обучения и развития (62%)
  • рекрутмента (56%), 
  • оценки персонала (52%). 

Значительно реже автоматизируются

  • внутренние коммуникации (26%) 
  • процесс адаптации сотрудников (21%).

 antal0412

Наиболее  востребованными для автоматизации HR-процессов названы программные комплексы 1С и SAP

По результатам глубинного интервью и количественного опроса, этими системами пользуются 29% и 14% респондентов соответственно. 

Далее по популярности следуют такие продукты:

  • E-Staff (используют 8% респондентов)
  • Workday (5%)
  • SuccessFactors (4%)
  • Web tutor (3%)
  • Taleo (3%)
  • Босс Кадровик (3%)

Собственные разработки используют 5% компаний.

«Большинство компаний считают автоматизацию HR и других процессов одной из приоритетных задач для бизнеса. При этом многие  помимо автоматизации базовых HR-функций, связанных с кадровым делопроизводством, попробовали новые и «модные» инструменты автоматизации рекрутмента: чат-боты, видео интервью и робота Веру. Однако большинство участников исследования пока отзываются о них неоднозначно. Несмотря на перспективность, на сегодняшний день они все еще недостаточно надежны и универсальны и требуют большого сопровождения на начальном этапе. Поэтому полностью отказаться от  традиционного рекрутмента пока оказался не готов ни один из участников исследования» – говорит партнер Antal Сергей Моженин.

Зоны риска при автоматизации HR-процессов

Однако есть и ряд сложностей, с которыми сталкиваются компании:

  • Некорректная постановка задачи для разработчика, ошибки при написании ТЗ 

Без правильно поставленной задачи и подробного технического задания у заказчика и у команды разработчиков может оказаться разное видение проекта, и на выходе получится продукт, неприменимый для решения задач компании. 

  • Переоценка результата от внедрения HR-автоматизации 

Завышенные ожидания и некорректная оценка эффективности – то, чего стоит опасаться. Автоматизацию следует начать с подсчета ресурсов, которые уйдут на запуск проекта, его внедрение и тестирование. И сравнение с тем, каких ресурсов требует выполнение самой задачи.

  • Чрезмерное упрощение процессов

Необходимо проанализировать, не потеряется ли важная информация или важный шаг «ручного» процесса при автоматизации. 

  • Переоценка собственных ресурсов и потребностей  

Некоторые респонденты отметили негативный опыт HR-автоматизации, связанный с большими амбициями. «Мы подошли к слишком большой штанге и надорвались, а нужно было постепенно, начиная с маленьких весов» – комментирует опасность переоценки ресурсов один из участников исследования.

  • Особенности российского законодательства 

Возможно ограничение использования некоторых программных продуктов и облачных технологий в связи с законом о хранении и обработке персональных данных. Также по российскому законодательству необходима личная подпись сотрудника на таких документах как заявление об отпуске, заявление о приеме на работу и т.д., что осложняет автоматизацию.

Тенденции в автоматизации HR-процессов

В ходе исследования респонденты назвали несколько общих тенденций HR-автоматизации:

  • Удешевление решений. Рынок программных продуктов для HR-автоматизации становится все более насыщенным. Наряду с крупными вендорами, предлагающими масштабные системы, появляются небольшие стартапы с разработками под конкретные задачи. Такие «целевые» решения могут распространяться за минимальную плату или вообще бесплатно. 
  • Использование в HR-автоматизации систем машинного обучения, нейросетей.  Роботизация функций подбора персонала.
  • HR-автоматизация, ориентированная на сотрудников, на обеспечение удобства работы. Персональная автоматизация: личные кабинеты сотрудников с расширенным функционалом (сотрудник в одном месте может посмотреть, какая у него зарплата, бонусы, какие льготы ему положены, какой тип автомобиля и т.д.); чат-боты, решающие административные задачи.
  • Использование облачных технологий. Среди называемых преимуществ: удобство использования и быстрота реакции на изменения нужд компании. Среди провайдеров, использующих «облака» у респондентов исследования наиболее популярны  Work Day и Success Factors. При использовании облачных сервисов немаловажен вопрос информационной безопасности, а также – соответствие требованиям российского законодательства. Вендоры решили эту задачу регистрацией в российских ЦОДах.
  • HR-аналитика на основе Big Data. Инструменты для сбора, формирования и использования прогнозной аналитики в HR для принятия управленческих решений. На текущий момент речь идет скорее об этапе накопления, систематизации данных для последующей обработки. Хотя есть компании, где возможности Big Data используются полноценно.

*Об исследовании

В исследовании приняли участие 235 российских и международных компаний: в формате глубинного интервью (50 компаний) и онлайн-опроса (185 компаний). 

Среди респондентов были представители таких отраслей: банки и финансовые услуги, бумага и упаковка, ИТ и телеком, логистика, медиа и развлечения, потребительские товары, природные ресурсы, производство, профессиональные услуги, ритейл, сельское хозяйство, строительство, фармацевтика и медицинское оборудование и другие. 

Исследование проводилось с 14 сентября по 31 октября 2017 года.

Полную версию отчета  можно запросить на сайте компании Antal