26.12.2018 Итоги 2018 года и прогнозы на 2019 год: "Живем сегодняшним днем"

Компании научились жить в новой экономической реальности и в следующем году многие из них откажутся от долгосрочного стратегического планирования. Подбор персонала будет происходить по принципу востребованности сотрудника "здесь и сейчас", а основным мотиватором для соискателей вновь станут деньги – такие выводы делает Rabota.ru по результатам обзора итогов уходящего года.

2018 год был отмечен крупными политическими событиями - Президентские выборы и выборы глав субъектов РФ должны были определить дальнейшее экономическое развитие страны. В этот период компании придерживали бюджеты. Российский бизнес находился в выжидательной позиции . После этих событий работодатели стали активно набирать персонал и закрывать позиции для полноценного функционирования своего бизнеса.

Самым громким событием года стала "пенсионная реформа". В результате люди перестали надеяться на пенсии. Согласно данным Rabota.ru, параметр в вакансиях "Оформление по ТК", который был очень важен для большого количества соискателей, стал менее приоритетным. Если раньше он был третьим по значимости, то теперь - шестой. Причем, согласно опросу Rabota.ru, только 18% россиян делают накопления на пенсионной возраст.

В первом квартале 2018 года полностью "сошел на нет" хайп вокруг блокчейн проектов. Компании перестали предлагать заоблачные зарплаты и сам спрос на персонал в этой сфере резко упал.

Итоги 2018 года

Зарплаты. 27% работодателей повышали и индексировали зарплату сотрудников. Не повышали - 55%, понижали зарплату 18%.

В таблице представлена динамика зарплат в сферах за год

Сфера деятельности

Динамика

 2018г. / 2017г.

IT

7,3%

Банки

3,1%

Маркетинг, реклама

6,0%

Производство

5,2%

Строительство, недвижимость

3,8%

Транспорт, логистика

6,0%

Фармацевтика, медицина

6,7%

Финансы, бухгалтерия

5,3%

Управление персоналом

5,3%

Ритейл

5,5%

HoReCa

5,4%

 

Нематериальные бонусы. Каждая 5 компания отказалась от всех нематериальных бонусов для своих сотрудников в 2018 году. Для соискателей основными мотиваторами при выборе работодателя в 2018 году были: команда и коллектив, возможность карьерного роста, задачи и проекты.

Премии. 58% компаний не будут премировать сотрудников по итогам года. 24% намерены премировать некоторые категории сотрудников, и только 18% компаний будут премировать всех сотрудников.

Молодые специалисты. 91% компаний готовы брать молодых специалистов. Больше всего работодатели обращают внимание на личностные качества и социальные навыки кандидатов (soft skills) - 79%. Вторым по выбору респондентов является ответ о профессиональных знаниях (hard skills) – 47% . Тройку лидеров замыкает специальность - 42%.

Прогнозы на 2019 год

Два основных тренда 2019 года

1. Бизнес будет "жить сегодняшним днем". Компании научились жить в новой экономической реальности. Руководители стали принимать уравновешенные решения и перестали ярко реагировать на политические и экономические вбросы. В 2019 году многие компании перестанут жить долгосрочным стратегическим планированием, максимум до 3 лет. Подбор персонала будет происходить по принципу востребованности сотрудника "здесь и сейчас".


2. Основным мотиватором для соискателей вновь станут деньги.  Деньги станут одним из главных мотиваторов при поиске и устройстве на работу. Команда, проекты, задачи, дополнительное образование и другие формы нематериальной мотивации отойдут на второй план. Бренд работодателя, комфортный офис перестанут быть яркими мотиваторами для людей.

 Тренды в HR

  • Переосмысление HR в роли бизнеса. HR становится партнером, который напрямую влияет на выручку компании и мыслит категориями бизнеса. Процент таких HR-специалистов будет расти в ближайшем будущем.
  • Использование HR-аналитики. HR начинают разговаривать с собственниками на языке цифр и объяснять, что значат эти цифры. Согласно опросу Rabota.ru, более 56% российских компаний в той или иной мере стали использовать HR-аналитику.
  • Рекрутмент и маркетинг. Рекрутеру необходимо будет все больше понимать и использовать инструменты маркетинга: изучение аудитории, тестирование площадок привлечения, аналитика, копирайтинг в вакансиях и тп.

Персонал

  • Востребованные специалисты. В 2019 году будет наблюдаться  высокий спрос:

в массовом сегменте в следующих сферах: розничная торговля, продукты питания, цифровой ритейл, фэшн-ритейл. Будет

в транспортное сфере - на водителей, экспедиторов.

в логистике - на работников склада.  

в ресторанной сфере – на официантов и поваров.

в производстве - на мастеров и рабочих.

в онлайн-маркетинге - SEO-специалисты, директологи, e-mail маркетологи и SMM-специалисты. В разработке - программисты, аналитики, тестировщики, продакт и проджект менеджеры.

в фармацевтике будут требоваться кадры, начиная с производства до фармацевтов в аптеках.

Кадровый голод сохранится в IT и digital-сегменте, где особенно не хватает профессиональных и разбирающихся сотрудников почти во всех направлениях.

  • Переизбыток кадров будет наблюдаться в бэк-офисе (бухгалтеры, юристы, экономисты). Не очень хорошо будет себя ощущать банковский сектор, hr-сегмент и строительство. Также будет страдать направление медиа.
  • Зарплаты. Согласно опросу Rabota.ru, 56% работодателей не собираются повышать или индексировать зарплаты в 2019 году. 19% будут повышать зарплаты, у четверти российских компаний пока не принято решений на этот счет. По прогнозам Rabota.ru, есть предпосылки к росту зарплат в сегментах, где есть незакрытый спрос, в размере 5-15%.
  • Автоматизация и роботизация. Средства автоматизации начинают проникать во многие сферы. Мы видим замену людей в рекрутинге, ритейле (автоматизированные кассовые зоны в магазинах), увеличенные зоны банкоматов в банках, автоматические систему обзвона и информирования. Но полный переход не грозит в ближайшее время, это перспектива нескольких десятилетий.
  • Миграция. Города миллионники выкачивают кадры как из своих областей, так и со всей России. А в небольших городах наблюдается другая картина - найти стабильную работу очень непросто. Поэтому одной из тенденций 2019 года будет миграция рабочей силы.

Топ-10 планов работодателей на 2019 год

Место проведения опроса: Россия, все округа.
Исследуемая совокупность: представители российских компаний, руководители, HR-директора, рекрутеры, HR-специалисты.
Размер выборки: 300 респондентов
Время проведения: 27.11.2018-05.12.2018

  1. Обучение сотрудников - 33%
  2. Введение новой системы премирования сотрудников за результаты работы -  25%
  3. Сокращение штата - 23%
  4. Открытие новых направлений деятельности компаний - 20%
  5. Расширение штата - 18%
  6. Увеличение бюджета на рекламу и продвижение - 17%
  7. Введение новых нематериальных бонусов для сотрудников - 12%
  8. Сосредоточение на одном направлении бизнеса - 10%
  9. Сокращение бюджетов на рекламу и продвижение - 9 %
  10. Переезд в связи с расширением компании - 6%

Прогнозы на ближайшие 5-10 лет

  • Владение digital skills станет необходимым для каждого специалиста. От элементарного до продвинутого уровня в зависимости от сферы и должности.
  • Искусственный интеллект будет использоваться для анализа и обучении персонала. Системы на основании ИИ будут способны рекомендовать обучение, находить курсы и проводить обучение каждому конкретному сотруднику компании.
  • VR-технологии как средство в обучении персонала. Уже сейчас технологии виртуальной реальности используются в обучении сотрудников в сфере промышленности и некоторых других. С развитием и удешевлением технологии, ее применение будет расти.
  • Компании будущего – это компании «командных сетей». В компаниях будут формироваться команды на небольшой период времени, чтобы работать над определенным проектом. По завершению проекта, специалисты переключаются на новый проект и команды перегруппируются.

Источник: пресс-служба Rabota.ru